Posted 1 декабря 2013,, 20:00

Published 1 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

Спустят на тормозах

1 декабря 2013, 20:00
1 января 2014 года Минпромторг досрочно завершит программу льготного автокредитования. Письмо с уведомлением о таком решении ведомство разослало всем участникам программы на минувшей неделе. Эту информацию подтвердили «НИ» в офисе одного из автодилеров. Эксперты напрямую связывают такое решение с неэффективностью прогр
Сюжет
Бюджет

Программа льготного автокредитования была запущена в России 1 июля текущего года. Первоначально датой окончания значилось 1 апреля 2014 года. Более того, Минмпромторг даже заявлял о намерении продлить ее действие до июня или даже до конца 2014 года, но теперь принял решение о сворачивании программы с 1 января. Тем не менее в самом ведомстве на запрос «НИ» не дали никаких комментариев.

И хотя официально причины отзыва программы еще не названы, эксперты рынка считают, что они очевидны. В первую очередь это необходимость экономии средств дефицитного федерального бюджета. «Правительство изыскивает средства на покрытие дефицита бюджета в следующем году. И, видимо, эта мера была признана наиболее подходящей в рамках возможностей Минпромторга», – сообщил «НИ» аналитик инвестиционно-аналитической компании Андрей Рожков.

Второй причиной сворачивания программы называют ее невысокую эффективность. Впервые с кризисного 2009 года в стране отмечен спад продаж на автомобильном рынке. С помощью введения программы Минпромторг планировал простимулировать продажи легковых автомобилей – ведомство заявляло, что ожидает рост продаж легковых автомобилей за год на 120 тыс. единиц. То есть на 5%, чтобы если не повторить рост 2012 года (тогда рынок вырос на 11% до 2,9 млн. проданных авто), то хотя бы остаться на этом же уровне. К сожалению, ожидания ведомства не оправдались. По состоянию на 10 ноября банки выдали порядка 164 тыс. льготных автокредитов, и хотя эта цифра, по мнению отдельных автодилеров, демонстрирует некоторый рост заинтересованности в льготном кредитовании со стороны потребителей, но на значительный эффект уже никто не рассчитывает. Даже с учетом действия программы рынок продолжит падать (за 10 месяцев этого года продажи авто упали на 6–7%). А отмена программы окажет дополнительное отрицательное влияние на рынок, считает г-н Рожков. «Пусть незначительно, но программа все-таки стимулировала продажи через систему автокредитования. И ее отмена приведет к еще большему снижению объема продаж, что еще сильнее замедлит восстановление рынка», – уверен аналитик.

Произошедшее в конце второго квартала текущего года небольшое оживление на рынке породило среди автодилеров радужные ожидания. Однако уже сентябрь и октябрь показали, что ждать стабилизации рынка в этом году не стоит. Эксперты оценивают ситуацию как ровное неблагоприятное развитие событий – сокращение объема продаж наблюдается уже второй год. Хотя в 2012 году в целом и фиксировался рост продаж автомобилей, но его объем сократился почти втрое по отношению к показателям 2011 года – с 29 до 11%. Поэтому сокращение продаж авто в 2013 году не стало ни для кого неожиданностью. «Основной тренд – слабые продажи – остается неизменным. Не видно как следов улучшения, так и следов дальнейшего ухудшения», – говорит глава Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер.

По мнению Андрея Рожкова, у автомобильного рынка есть шансы восстановиться, но вряд ли в ближайшие пару лет. Все зависит от динамики реальных доходов населения, что влияет на потребительскую уверенность людей. Но в 2014–2015 годах в свете второй волны кризиса показатели едва ли будут высокими.

В настоящий момент программа субсидирования по автокредитам позволяет приобрести в кредит легковой автомобиль стоимостью до 750 тыс. рублей по льготной процентной ставке, которая составляет две трети от 8,25% ставки рефинансирования ЦБ, то есть примерно 5,5%. Средняя ставка автокредитования составляет сейчас порядка 14–16%. Таким образом, по льготной программе потребители могут покупать автомобили по средней ставке 9–10%. Или даже ниже, если она объединится с льготными предложениями самих кредитных организаций. Выпадающие доходы банков возмещались за счет средств госбюджета.

Но, несмотря на такую значительную разницу в ставках, по мнению специалистов, по потребителям решение Минпромторга особо не ударит – все, кто хотел приобрести автомобиль, попадающий в рамки льготной программы, уже это сделали. Тем более что в текущем году наблюдалось смещение потребительского спроса из сегмента бюджетных машин (стоимостью до 15 тыс. долларов) в сегмент более дорогих автомобилей (стоимость от 15 до 25 тыс. долларов). Иными словами, как и любой другой рынок, автомобильный также имеет тенденцию к насыщению, пояснил «НИ» ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. И сейчас он близок к той черте, когда большинство автомобилей у дилеров просто не находят своего покупателя. Даже с учетом льготных условий.

"