Posted 31 октября 2004,, 21:00

Published 31 октября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Ползарплаты за бензин

Ползарплаты за бензин

31 октября 2004, 21:00
Правительство в очередной раз решило повысить экспортную пошлину на нефть. С 1 декабря с каждой вывезенной тонны нужно будет платить в бюджет более 100 долларов. Правда, основная часть нефтяной сверхприбыли все равно будет идти мимо государственной казны, а цены на бензин – расти.

За последние месяцы экспортная пошлина поднималась дважды: в августе – на 68% до 70 долл. и 1 октября – до 87,9 долл. за тонну. Третий рывок намечен на 1 декабря – вывоз нефти подорожает до 101 долл. Как отмечают правительственные чиновники, такие решения принимаются на основании двухмесячного мониторинга цен на российское сырье на мировых рынках. Последнее наблюдение, как сообщил в конце прошлой недели замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, показало, что средняя цена нефти в период с 1 сентября по 28 октября составила 40,12 долл. за баррель. Следовательно, должна повышаться и пошлина.

Правда, посредством этого изъять всю сверхприбыль у нефтеэкспортеров не удается. По словам г-на Саковича, на сегодняшний день уровень изъятий от цены нефти свыше 25 долл. за баррель составляет не более 90%, в то время как чистая прибыль самих компаний не бывает ниже 30 долл. с тонны. «Это происходит потому, что государство не знает, сколько реально компании добывают нефти, сколько продают и по каким ценам», – пояснил «Новым Известиям» эксперт Высшей школы экономики Василий Солодков. По его словам, нефтяные компании зачастую завышают свои затраты, а потом уводят прибыль за рубеж. Эксперт считает, что эффект от повышения пошлин будет только в том случае, если государство будет регулировать собственность на нефть. В качестве примера Василий Солодков привел Норвегию, где компании не получают месторождения в пользование, а нанимаются самим государством.

Впрочем, подорожает не только вывоз нефти. Чтобы стабилизировать внутренние цены на бензин, правительство примерно на столько же поднимает экспортные пошлины и на нефтепродукты. Правда, предыдущие попытки остановить рост цен на горючее не увенчались успехом. «Теоретически повышение пошлины должно вызывать избыточное предложение продуктов нефтепереработки на внутреннем рынке, в результате которого бензин может дешеветь. Но мы этого не наблюдаем, потому что компании-олигополии все равно будут держать цены на высоком уровне», – пояснил Василий Солодков.

Более того, не факт, что предложение действительно будет избыточным: невзирая на повышение пошлин, нефтяники свой продукт как вывозили, так и будут вывозить. Тем более что правительство в своих действиях попросту не поспевает за рынком. Так, в августе этого года экспортная цена тонны нефти составляла 226 долл., в то время как пошлина всего лишь 70 долл. По прогнозам экспертов, к Новому году стоимость тонны «черного золота» перевалит за 300 долл., и новая пошлина будет съедать не более трети дохода нефтяников. Это не только не снизит вывоз, но будет его стимулировать, уверены эксперты.

Поэтому нефтяной дефицит на внутреннем рынке сохранится, что, несомненно, почувствуют на своих кошельках автомобилисты. Уже сейчас средний московский автовладелец отдает за бензин больше трети своей зарплаты. Даже не самый активный «наездник» сжигает в день на дорогах и в пробках до 7 литров горючего. Если учесть, что цена популярного Аи-95 уже вплотную подошла к 16 руб., при каждодневном и не самом интенсивном использовании машины в месяц она обходится в 3200–3400 руб. В сентябре средний размер зарплаты по столице составил 7,8 тыс. руб. Получается, что почти половину своего дохода москвич «прокатывает». Если бензин и дальше будет дорожать такими темпами, то медленно, но верно расходы на него съедят больше половины заработка.

"