Posted 30 сентября 2013,, 20:00

Published 30 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

«Спасти экономику за счет вмешательства государства больше не удастся»

30 сентября 2013, 20:00
Вчера в Госдуму был внесен проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов. Он предусматривает дефицит в размере 389,6 млрд. рублей, сообщил журналистам глава бюджетного комитета нижней палаты парламента Андрей Макаров. Доходы бюджета запланированы в размере 13 трлн. 570 млрд. рублей, расходы
Сюжет
Деньги

Павел МЕДВЕДЕВ, финансовый омбудсмен:

– Дефицит бюджета на самом деле не очень велик, но год тому назад предполагалось, что бюджет будет сбалансированным. Однако общеэкономическая ситуация ухудшается, поэтому, боюсь, дефицит бюджета будет еще больше, чем предполагается сейчас. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже сказал, что дефицит будет покрываться за счет продажи госсобственности. Кроме того, возможны заимствования. Формально наша страна находится в очень хорошем положении для привлечения заемного капитала – официальный госдолг небольшой. Хотя реальный долг, учитывая корпоративные заимствования, огромный. Компании, которые зависят от государства, успели уже после кризиса набрать кредитов и других видов заимствования. Опять-таки формально это не долг государства, но если вдруг по каким-то причинам госкомпания обанкротится, то правительство лишится существенной части бюджетных доходов. Поэтому государство и поддерживает такие компании, что было хорошо заметно в 2008–2009 годах.

На мой взгляд, в ближайшие три года доходы населения будут падать, потому что экономия госбюджета, которая как будто бы не затрагивает социальный сектор, на самом деле влияет на него напрямую. К примеру, если государство экономит на покупке какой-нибудь трубы, то одновременно оно экономит и на зарплате людям, которые добыли руду, выплавили металл, прокатали трубу. И если не будут приняты меры по повышению привлекательности России для иностранных инвесторов, мы сами будем довольно быстро ухудшать свое благосостояние.

Олег ЗАМУЛИН, декан факультета экономики Высшей школы экономики:

– Хотя дефицит бюджета, сверстанного правительством, не очень большой, но в любом случае плохо, что он есть. Дефицит оправдан только в том случае, если экономика находится в кризисе и ее нужно восстанавливать. Тогда для увеличения спроса в экономике правительство берет деньги в долг и покупает товары национальных производителей. После выхода из кризиса правительство погашает заимствования. Сейчас в России нет кризиса, экономика оперирует на границе своих возможностей, поэтому при высоких ценах на нефть бюджет должен быть как минимум сбалансирован, а еще лучше иметь небольшой профицит. С этой точки зрения факт дефицита бюджета – это тревожный сигнал.

Что может предпринять правительство в данном случае? Либо сокращать расходы, либо поднимать налоги. Но так как у нас неэффективные государственные траты и сложная система администрирования налогов, то нам все-таки лучше сокращать расходы. На что именно сокращать? Это действительно сложный политический вопрос. К сожалению, зачастую правительство в таких ситуациях принимает решение о сокращении инвестиций в инфраструктуру, в системы образования или здравоохранения. Мне кажется, этого делать как раз нельзя. В первую очередь нужно финансировать то, что обеспечивает наше будущее – образование, здравоохранение и инфраструктуру. А вот на военных расходах, на мой взгляд, можно экономить.

В перспективе трех лет дефицитный бюджет благоприятно отразится на гражданах России, так как правительство будет вынуждено тратить деньги на повышение экономической активности населения. Но в конечном итоге любые долги, которые правительство делает сейчас, перекладываются на будущее, ведь для того, чтобы оплачивать проценты по кредитам и обслуживать долг, необходимо собирать больше налогов. А если правительство накопит слишком большой долг, то это закончится долговым кризисом и дефолтом.

Владимир МИЛОВ, экономист, председатель партии «Демократический выбор»:

– Дефицит бюджета, на мой взгляд, небольшой, тем более что у России низкий уровень госдолга, и проблема легко решается. Однако такой бюджет не защищен от рисков. Во-первых, могут снизиться цены на экспортное сырье. В этом случае дефицит бюджета вырастет. Во-вторых, после кризиса 2008 года правительство резко нарастило бюджетные расходы – с 6,5 трлн. рублей в начале 2008 года до 13,9 трлн. сейчас. Это единственное, что помогло удержать экономику от серьезного коллапса. Сейчас более важно не наличие дефицита как такового, а то, что если случится новый мировой кризис, то у нас уже не будет возможности резкого увеличения расходов. Возможности спасти экономику за счет государственного вмешательства в России больше нет. И я не очень понимаю, как власти будут выкручиваться в случае наступления кризиса.

Вместе с тем в России крайне неприлично раздуты расходы на «национальную экономику» – порядка 2 трлн. рублей в год. Это касается всех госинвестиций, начиная от Сочи до субсидий предприятиям, большинство из которых неконкурентоспособны и не могли бы выжить без господдержки. Эти расходы надо резать. Они неэффективны. Второе, что нужно секвестировать, – это расходы на национальную безопасность, которые выросли в два раза за последние шесть лет. Содержание бюрократии – расходы на госаппарат – это еще 1 трлн. рублей. Как видим, резервы для оптимизации бюджета есть.

"