Posted 31 августа 2010,, 20:00

Published 31 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:56

Updated 8 марта, 06:56

Московские ночи дней не короче

Московские ночи дней не короче

31 августа 2010, 20:00
С сегодняшнего дня в Москве вступает в силу удлиненный «комендантский час» для алкоголя крепче 15% – с 10 утра до 10 вечера. Хотя федеральное законодательство предусматривает менее строгий «сухой» промежуток на территории всей страны – с 11 вечера до 8 утра, – регионам дано право на свое усмотрение расширять (но не суж

На вчерашнем заседании правительства Москвы г-н Лужков резко осудил позицию г-на Миронова, который усомнился в необходимости новых ограничений на продажу крепкого алкоголя в городе. Как только столичные власти приняли решение о расширении водочного «комендантского часа», в личном блоге спикера Совета Федерации было высказано опасение, что ужесточение запрета может подтолкнуть людей к организации самодельных винокурен и к торговле с рук. Сергей Миронов рассуждает: «Желающим выпить придется приобретать в неурочное время алкоголь втридорога, возродится «алкогольное подполье», оживится самогоноварение». Он сомневается в том, что предложенные городскими властями меры отвратят людей от пьянства, и предлагает альтернативу – «необходимо запретить продажу любого алкоголя в неспециализированных магазинах».

На это столичный градоначальник отреагировал весьма решительно. «Когда ввели ограничения по продаже алкоголя крепости выше 15% в ночное время, на нас посыпались лоббисты этого бизнеса. В это число вошел и председатель Совета Федерации. Защитник ночных алкоголиков, защитник ночного пьянства – господин Миронов. Что такое?» – негодовал Юрий Лужков.

«НИ» в поисках истины обратились к экспертам с вопросом: кто же прав? Московский мэр в желании потуже закрутить гайки, или спикер Совета Федерации, который считает, что закручивать их нужно аккуратно и осмотрительно? Отраслевик – председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров – стычку политиков комментировать отказался, но, на удивление, выразил еще более жесткую позицию: «Хотя ограничение в том или ином виде действует на территории более 70 субъектов РФ, мы «за» введение единого ночного ограничения по всей стране. Ведь у нас общее экономическое пространство. Более того, кроме крепкого алкоголя, под данный запрет считаем необходимым «подвести» еще и пиво».

Отвечая на наш вопрос о возможных последствиях такого ограничения, г-н Добров пояснил: «В тех регионах, где уже действует запрет, пока отмечается снижение преступности и аварийности, а подпольных торговцев алкоголем пока не видно». Хотя специалист не отрицает, что проблему нужно решать комплексно, и чем быстрее, тем лучше. «Сейчас правительство разработало дополнительные меры административного и экономического характера, в том числе ужесточение ответственности за нелегальный оборот и единую ставку акциза на весь алкоголь, которые должны тоже дать результат», – убежден он.

Александра Очирова, руководитель рабочей группы по разработке социальных стандартов Общественной палаты РФ, заявила «НИ», что ночное ограничение торговли обязательно должно быть подкреплено серьезным увеличением акциза на алкоголь: «Одной мерой здесь не обойтись. Пьянство в России – это вопрос национальной безопасности, и к нему нужен комплексный подход. И здесь политика повышения акцизов самая эффективная из всех мер в мире. Мы говорили и об ужесточении ответственности за несанкционированную реализацию и отравления. Ведь торговля только агитплакатами обзавелась, а на деле 80% подростков заявляют, что употребляют алкоголь и треть из них – на регулярной основе. Где они его берут?»

Г-жа Очирова пошла еще дальше своих единомышленников – она предлагает ограничения сделать не только федеральными и ночными, но и ввести «безалкогольный день» или выходные, а доходы от повышенных акцизов направить на реализацию социальных проблем: семейной политики, досуга, поднятия нравственности. «Ведь алкоголизм – это управляемая причина смертности, – утверждает она. – А мы ежегодно теряем 500 тыс. человек из-за нее. Отбирая у человека бутылку, ему нужно дать что-то другое – любимое дело, интересную работу, крепкую семью, иначе пустота в его жизни рано или поздно опять заполнится алкоголем. Поэтому государство должно стандарт доступного алкоголя превратить в стандарт доступных социальных услуг. В пьяной стране жить отвратительно!»

Действительно, как показывает практика некоторых регионов, один лишь «голый» запрет на ночную торговлю уже за первые полгода принес ощутимые плоды. К примеру, в Приморье с декабря 2009 года на 40% снизилось количество преступлений, совершенных нетрезвыми подростками, а также число бытовых преступлений, связанных с употреблением алкоголя. С января по май в крае по вине пьяных водителей случилось на 13,5% меньше аварий и наполовину уменьшилось количество жертв в них. Если прибавить к этому уменьшившееся количество жалоб на нарушение общественного порядка, связанного с ночной торговлей спиртным и практически вполовину сократившееся количество смертей от алкогольных отравлений, можно считать, что «лед тронулся». Осталось его расчистить.

"