Posted 30 марта 2011,, 20:00

Published 30 марта 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

Меняющие реальность

Меняющие реальность

30 марта 2011, 20:00
В филиале Музея современного искусства при поддержке ОАО «Группа Альянс» открылась выставка «Вымысел и реальность». На ней представлены работы испанских художников, созданные за последние 10 лет и приобретенные авторитетным фондом для города Вальядолид. Еще один пример того, как за считанные годы на Западе возникают му

В то время как в Петербурге к Году Испании с помпой показывают коллекцию Музея Прадо, в Москве без особой пиар-подготовки открылась очень качественная экспозиция современного искусства. Итак, роли разделились: имперский Питер принимает королевские сокровища, деловая Москва – свежий товар. Испанцы на вернисаже сетовали: слишком уж долог был их путь до российской столицы. Ведь на Западе хорошо известно, что наш арт-рынок бурно развивается (или по крайней мере делает вид, что развивается) и сулит большие перспективы художникам. И уж с кем, как не с испанцами нам по пути: там тоже расцвет современного искусства начался относительно недавно – в середине 1980-х, актуальные художники были предоставлены сами себе, наконец, как и у нас большинство зрителей предпочитают реализм или, на худой конец, родных Сальвадора Дали с Пикассо. Но стоит посмотреть подборку произведений, сделанную для Москвы Марией де Кораль, чтобы, как говорится, почувствовать разницу, произошедшую буквально за десять лет.

Повторимся, все экспонаты «Вымысла и реальности» созданы, а затем куплены Музеем Эррериано в XXI веке. И первое, что поражает, – их музейная основательность. Картины в три метра высотой, видео, снятые с размахом полнометражного фильма (шутка ли – видеоскульптуры Серхио Прего требуют около сотни камер одновременно), фотографии, напечатанные с расчетом на вечность. Сразу заметно, что художники делали их не на коленках и не лебезили перед коллекционером. Второй момент – мастерская подача коллекции. В некоторых залах всего две работы, но поданные так, словно это шедевры Прадо. Там, где их больше, немедленно устанавливаются тонкие связи и ассоциации (например, «об урбанизме, личном, общественном»). Наш любимый принцип «надо взять его на выставку, потому что человек хороший» никак не проходит. Все подчинено общему замыслу – куратору важнее контакт со зрителем, чем с художником.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Что касается этого пресловутого контакта публики и актуального искусства, у испанцев он устанавливается легче легкого. Оно и понятно – здесь слишком много перекличек с тем, что составило славу Испании в ХХ столетии. Это, во-первых, сюрреализм в лице Дали. Во-вторых, реализм с налетом поп-арта, который больше известен по фильмам Альмодовара. Не нужно быть семи пядей, чтобы, глядя на акриловую картину «Персик Калипсо» Хорхе Галиндо, понять, откуда взялось это перетекание тела в бусы, наслоение фигур и общая абсурдность происходящего. Конечно, из подсознательного. И по-прежнему все красиво. Так же легко, словно фотообои из сновидения, воспринимаются холсты с пейзажами немца Филиппа Фройлиха, давно осевшего в Испании. Когда узнаешь, что перед тем как написать воображаемый интерьер или пейзаж (например, комнату с кафелем, которая распахивается навстречу лесу), он выстраивает реально их в виде сценических декораций, а затем уничтожает, так и вовсе проникаешься уважением к затраченным усилиям.

Самые интересные и показательные метаморфозы старого и нового, поп-арта и классики происходят в видео. Куратор Мария де Кораль сразу предупредила: в видеоработах много политических и социальных проблем. Куда как больше, чем в живописи. Но одно дело – заявить проблему, другое – как ее подать. Вот, допустим, фильм Кристины Лукас: в замедленном движении благообразные старички и старушки кидают в окна заброшенного дома булыжники. Стекла эффектно разбиваются – старики счастливы. Здесь можно усмотреть типичную для испанцев иронию: радикализм присущ не только молодым. Но, оказывается, есть еще один нюанс: заброшенный дом – закрывшийся завод, а камнеметатели – бывшие рабочие, уволенные после его банкротства.

Но, конечно, главный хит всей экспозиции – видео в последнем зале – «Танец Пегаса» Фернандо Санчеса Кастильо. Оторваться от такого зрелища категорически невозможно: две машины, снабженные водными брандспойтами, исполняют на плацу вальсовые пируэты и при этом фонтанируют струями в разные стороны, создавая причудливые водные фейерверки. И почти не верится, что эти звезды водной феерии на самом деле – подразделение по разгону демонстраций. Мало не покажется, если брандспойт направить прямо на толпу. Но Фернандо показалось мало – он его направил в мирное русло.

"