Posted 30 марта 2011,, 20:00

Published 30 марта 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

Чужое кино

Чужое кино

30 марта 2011, 20:00
Вот и закончились школьные каникулы – радостное время для создателей и любителей мультфильмов. В финальные мартовские дни зрители могли увидеть на больших экранах столицы 13 анимационных картин, а телевизор бесперебойно передавал сериальные мультики и старые полные метры. Увы, общую радость отечественные мультипликатор

Так, в кино сейчас идет всего два полнометражных фильма нашего производства: уже обруганная всеми компьютерная история про тараканов «Кукарача» и вышедшая еще на зимних каникулах четвертая серия из «богатырской тетралогии» – «Три богатыря и Шамаханская царица». Соотношение 2 из 13 выглядит по нашим меркам неплохо. Более точные цифры – это 3 из 30 (такова доля наших мультфильмов в российском анимационном прокате). Не лучше обстоят дела и на ТВ. От общего анимационного эфира на центральных каналах нашим мультикам отведено около 8% (это если считать показы советской анимации, если же говорить о современных работах, то они занимают всего 2–3% от общего количества ТВ-анимации).

Как тут не задаться сакраментальными русскими вопросами – «Кто виноват?» и «Что делать?» На сегодняшний день наша мультипликация ходит по замкнутому кругу и не может из него выбраться. Для анимационного производства – такого дорогого и трудоемкого – в России сейчас не хватает всего: квалифицированных специалистов, заинтересованных продюсеров и главное – инвесторов. В результате полнометражных фильмов и сериалов делается очень мало, а те, что выпускаются, в основном недостаточно хороши.

Из полнометражных мультфильмов постсоветского периода успеха добилась только «Богатырская тетралогия». Остальные мультфильмы (а их появилось не многим больше двух десятков) имели либо средние, либо совсем плохие кинотеатральные сборы. Виноваты в этом прежде всего сами создатели, которые делают свое кино недостаточно модным и технологически продвинутым. Однако и при таких данных мультфильмы могли бы получать чуть лучшие результаты, если бы не отношение прокатчиков и кинотеатров, которые не готовы идти на риск и вкладываться в продвижение. Зритель часто попросту не знает о тех или иных отечественных новинках, тогда как «Ранго» или «Тайну Красной планеты» пропустить невозможно. В результате производство полнометражного мультфильма превращается в почти самоубийственный риск, идти на который готово все меньше студий.

Сериал «Куми-куми».

Похожим образом дело обстоит и с сериалами. Только здесь вместо кинотеатров и прокатчиков свою недобрую роль играет телевидение. Если в большинстве стран ТВ заказывает и оплачивает анимационные серии, то у нас оно не хочет их даже показывать. Куда проще и выгоднее покупать зарубежные многочасовые сериалы, многие из которых уже отработали на своем рынке и отдаются в больших пакетах за копейки. Производить свои мультики для наших каналов дорого, а связываться с русскими малосерийками – неудобно для эфирной сетки. В такой жесткой ситуации успеха удалось добиться только трем брендам – «Смешарикам», «Лунтику» и «Маше и медведю».

Как выйти из этого замкнутого круга – придумать сложно. Сегодня в производство запущено более десятка анимационных лент, и большинство из них кажутся обреченными. В планах есть и кукольная «Гофманиада» по эскизам Михаила Шемякина, и компьютерная птичья комедия «Сапсан», и фантастический блокбастер «Боги Зеленой планеты», и анимешная адаптация «Мастера и Маргариты», и «Старик Хоттабыч», и лесное путешествие мальчика Саввы, и многое другое. Однако производство половины фильмов либо приостановлено, либо идет так медленно, что рискует не закончиться никогда. Немногочисленные инвесторы, решившиеся вложиться в анимацию, выходят из этого опыта разочарованными, государственная помощь оказывается недостаточной, чтобы снять анимационный полный метр, а к копродукции с другими странами наши продюсеры пока не вполне готовы. Так что в отношении полнометражной анимации ситуация выглядит патовой.

С сериалами все не так безнадежно. Здесь по крайней мере можно начать производство и уже в процессе изучать реакцию рынка, подгоняя свой продукт под социальный запрос. Понимая это, все больше студий сегодня пытаются делать сериальный продукт. Так, на минувшем анимационном фестивале в Суздале было показано 11 новых сериалов. Упоминания достойны три образовательных проекта «Фиксики», «Пин-код» и «Новаторы», милый сериал для малышей «Зверюшки-добрюшки», веселый и трудноопределимый по жанру «Куми-куми», приключенческие серии «Тайна Сухаревой башни» и «Космические археологи», а также выразительный семейный проект по рассказам современных русских писателей «Везуха!»

Так что если на бум полнометражной анимации рассчитывать пока не приходится, то анимационные сериалы действительно могут стать сегодня многочисленнее и лучше. Только для этого необходимо, чтобы аниматоров кто-нибудь поддержал. И поскольку на ТВ-каналы или государство надежды особенной нет, то поддержки создатели сериалов могут ждать только от зрителя. Благо, публика, кажется, уже вполне насытилась американским продуктом – и не прочь обратить взор на что-то более близкое, пусть несовершенное в плане сценариев и дизайна, однако вполне способное улучшаться с каждой новой серией.

"