Posted 29 сентября 2013,, 20:00

Published 29 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

Болезни, мечты и реальность

Болезни, мечты и реальность

29 сентября 2013, 20:00
«60+1» – такова была формула кинофестиваля в Сан–Себастьяне, год назад отметившего свой юбилей и теперь как бы берущего передышку от торжеств. Впрочем, и на 61-м фестивале было отмечено не меньше звезд, чем на предыдущих. Чествовали Оливера Стоуна, призами «Доностия» за вклад в кинематограф награждали Хью Джекмана и Ка

Сами конкурсные фильмы были очень разные, но по большей части тяготели к жанровому кино. Канадский «Враг» Дениса Вилленева рассказывал о метаниях человека, встретившего своего двойника. Испанский «Каннибал» (неожиданно обнаруживший российского копродюсера в лице студии «СТВ») пытался пробудить наше сочувствие к маньяку, поедающему встречных красавиц: этот фильм получил заслуженный приз за операторскую работу. Атом Эгоян попытался уйти от чистого жанра в сторону экзистенциальной драмы, но в результате снял довольно вялый сюжет из реальной криминальной хроники под названием «Дьявольский узел»: речь идет об убийстве трех мальчиков в американской глубинке, которое ошибочно приписали секте юных сатанистов.

В программе было немало фильмов «со сдвигом» о всяких загадочных и мистических случаях. Например, герой французской ленты «Моя душа, исцеленная тобой» режиссера Франсуа Дюпейрона получает в наследство от умершей матери дар целителя и довольно успешно им пользуется, чтобы наладить свою личную жизнь. Такого целителя явно не хватает героине испанской картины «Раненая» Фернандо Франко: девушка, работающая шофером скорой помощи, оставшись наедине, режет себя бритвой, а также мучается сама и изводит других морально. Она не знает, что больна недугом, который диагностируется как «пограничное расстройство личности». Жюри во главе с американским режиссером Тоддом Хэйнсом так впечатлилось этой работой, что наградило ее спецпризом, а также «Серебряной раковиной» для Мариан Альварес, признанной лучшей актрисой (отдыхайте, Кидман и Уизерспун).

Выделялась из общего ряда лента «Для тех, кто не может ничего рассказать». Она снята двумя женщинами – боснийкой Ясмилой Жбанич и австралийкой Ким Версо, которая подала изначальную идею этого проекта и сыграла главную роль. Ее героиня, туристка из Австралии, оказывается в Вышеграде, на границе Боснии и Сербии, в романтическом отеле, рекомендованном всеми справочниками. И с ужасом узнает, что во время войны именно в этом отеле были изнасилованы и убиты двести боснийских женщин. Сербские власти региона скрывают правду о военных преступлениях, героиню высылают из страны, где за дивными пейзажами проступают раны недавней войны.

За лучший сценарий приз вручен остроумной политической сатире Бертрана Тавернье «Набережная д’Орсе»: она же награждена призом

ФИПРЕССИ. Ее вымышленный герой Александр Тайяр де Вормс (блестящая роль Тьерри Лермита) занимает пост министра иностранных дел Франции и исповедует веру в то, что секрет успеха в политике – язык. В поисках актуальных слоганов он обращается к Гераклиту, а потом с помощью команды спичрайтеров переводит древнюю мудрость в современную политическую пошлость. Соединяя черты многих реальных политиков, Тавернье выводит на поверхность их невежество и девственную уверенность в том, что все люди дерьмо.

Самые престижные награды достались двум латиноамериканским фильмам. Приз за режиссуру – мексиканскому под названием «Клубный сэндвич». Режиссер Фернандо Эймпке предлагает минималистское наблюдение за матерью и сыном-подростком, проводящим отпуск в приморском отеле. Они маются от жары, безделья и сексуальных проблем: в конце концов, мальчику помогает их разрешить девчонка-сверстница, к счастью, появившаяся в отеле.

Самый главный приз «Золотая раковина» присужден фильму «Плохие волосы» режиссера из Венесуэлы Марианы Рондон. И здесь в фокусе внимания мать и сын, только еще не вошедший в пубертатный возраст. Его идея фикс – распрямить свои кудрявые волосы, чтобы походить на своего эстрадного кумира. Между тем вокруг идет тяжелая борьба за существование. Мать все время теряет работу – то уборщицы, то охранника. Бабка почти свихнулась после гибели сына-бандита. Спасение главному герою опять же приходит в лице девочки-сверстницы: они вместе фантазируют и воображают себя звездами телевидения. Мир мечты может заменить реальность, но только на время: столкновения с нею еще впереди.

"