Posted 29 марта 2005,, 20:00

Published 29 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Мобилография – болезнь миллионов

Мобилография – болезнь миллионов

29 марта 2005, 20:00
В Галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка фотографий, снятых с помощью мобильных телефонов. Это новое направление – мобилография, по заверению кураторов Дома фотографии, должно изменить всю картину современного искусства.

Свои произведения, сделанные с мобильником в одной руке и с клавиатурой в другой (каждый «мобильный» снимок прошел еще компьютерную обработку), на выставку, которая пройдет в два этапа, представили десяток актуальных художников. Все они получили известность отнюдь не за свое телефонное творчество: Андрей Бартенев – мастер перфоманса, Владимир Дубосарский – автор размашистых живописных полотен, Сергей Шутов – провокатор и инсталлятор. Отчего вдруг такие разные деятели современного искусства решили проявить себя в мобильной съемке? На то имеются две причины. Во-первых, это реверанс в сторону компаний, торгующих мобильниками, которые сегодня активно спонсируют разные фотовыставки. Во-вторых, желание проявить себя в новой и все более и более популярной сфере. Результат получился ожидаемо пародийный.

Снимки, сделанные мобильником, разрисованные на компьютерном экране, а потом распечатанные в картинном формате (один метр на полтора), по выражению одного критика, напоминают работы импрессионистов. Изображение здесь смазано, повсюду повылезали пиксель или чисто технические помехи. К тому же мобильник снимает картинки очень узкого формата: все, что по бокам и вдали, расплывается в цветной туман. Портреты моделей напоминают головы гуманоидов, неожиданно в кадр влезают какая-нибудь деталь одежды и часть здания. Короче говоря, сплошной прикол и веселье. Но как раз в этой непредсказуемости и технической безалаберности поклонники мобилографии видят ее большое преимущество перед глянцевым фотоискусством. К тому же мобилография – самая мобильная съемка (тут уже не избежать тавтологии), мобильник всегда под рукой и становится нынче не только нашим третьим ухом, но и третьим глазом. Художники уже виртуально добавляют к зафиксированным кадрам свои фирменные примочки: раскрашивают, дорисовывают, подписывают.

В принципе почин Дома фотографии в освоении нового поветрия можно только приветствовать. Мобилография уже охватила миллионы. Мобильные снимки почти вытеснили почтовые открытки. Сегодняшние путешественники перебрасывают друг другу виды соборов и статуй прямо из телефона в телефон. Почему бы в таком случае не показать класс и не возвести мобилографию в ранг искусства? Но есть, однако, подозрение, что мобильные снимки – это какая-то тупиковая ветвь развития фотографии (вроде нынешних орангутангов, что не превратятся в человека). Она вряд ли переродится во что-то серьезное. Это как выпиливание лобзиком или роспись по шелку – очень занятно, но имеет прикладное значение и лишено (опять же тавтология) духовной, культурной мобильности. Возможно, в будущем технические параметры мобильных телефонов приблизятся к нормальным фотоаппаратам. Но тогда это будет уже фотокамера со встроенным мобильником, а не наоборот.

"