Posted 29 января 2006,, 21:00

Published 29 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Под крылом главного орла

Под крылом главного орла

29 января 2006, 21:00
Субботним вечером в Первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» состоялась церемония награждения премией «Золотой орел». Учредителем премии является Национальная академия кинематографических искусств и наук России. В числе академиков – люди, приглашенные лично Никитой Михалковым. Лучшим режиссером 2005 года, по версии «Зо

Распределение призов можно истолковывать с разных позиций – с точки зрения искусства, с точки зрения расклада предпочтений внутри группы голосовавших в последнем туре «академиков», с точки зрения тенденций современного кинопроцесса и т.д. Кинообозревателю «НИ» несказанно повезло – он случайно попал на место рядом с дамой, которая точно называла своему кавалеру победителя за несколько секунд до вскрытия конверта. Казалось, что она просто умеет читать на расстоянии сквозь плотную бумагу, но в действительности она руководствовалась одним-единственным критерием – степенью близости номинанта к Никите Сергеевичу Михалкову. Кто ближе к главному орлу, тот орла и получает. Выглядело это примерно так: «Лучший зарубежный фильм в российском прокате… Кто у нас тут? Скорсезе, Чжан Имоу и «Мадагаскар». Мадагаскар отпадает, это анимация, а Михалков анимацией не занимается, Имоу тоже отпадает, потому что китаец, а «Оскара» в Китае не дают… Значит, Скорсезе!» И точно, через мгновение на весь зал звучало: «Авиатор», Мартин Скорсезе!» «Документальное кино... – продолжала между тем моя соседка. – Ну, тут все ясно: Мирошниченко – человек Михалкова, он и получит». И в самом деле через несколько минут Сергей Мирошниченко принимал «Орла» за фильм «Георгий Жженов. Русский крест».

На счет «раз-два» была «вскрыта» и номинация «Лучший режиссер»: «Муратова – это не для «Орла», Бондарчуку еще рано, а вот Учитель в самый раз. Ему Никита уже дал главный приз Московского кинофестиваля. В прессе его за это разругали, и теперь «Орел» подтвердит, что тогда все было по заслугам».

Кроме этого, были последовательно угаданы лучшие мужские роли первого и второго плана – сам Михалков и Константин Хабенский в «Статском советнике»: «Себя не обойдет и партнера прихватит». Затруднение вышло с главной женской ролью, где сошлись Алла Демидова, Алиса Фрейндлих и Чулпан Хаматова. Соседка сразу отмела Хаматову, как слишком молодую, потом, поколебавшись, «забраковала» Фрейндлих как ленинградку («В Питере нашего Никиту Сергеевича не любят») и лишь после этого остановилась на Демидовой. Сходным образом была «расколота» и женская роль второго плана: «Литвинова и Миронова ему вроде никто, а вот Русланова за что-то благодарна». И впрямь через минуту на сцене стояла Нина Русланова и взахлеб говорила о том, что вот она маленький человек, а Никита Сергеевич великий человек, который с высоты орлиного полета заметил ее беду и помог. В этот момент до сих пор молчавший спутник дамы спросил: «Может, дело не в том, что награждают тех, кто входит в круг Михалкова, а в том, что в круг Михалкова входят люди, которые заслуживают награды?». «А какая разница?» – парировала дама голосом Сухорукова из «Брата-2».

Безальтернативные призы за вклад в мировое кино получили Роберт Де Ниро (он выступил в видеозаписи – сам не приехал) и за верность профессии – Георгий Данелия («За то, что выпустил нашего орла в мир», – съязвила дама, намекая на прославившую Михалкова роль в «Я шагаю по Москве»).

Как бы то ни было, личное влияние человека, который формально не имеет никакого отношения к премии «Золотой орел», на распределение наград остается самым интригующим аспектом церемонии. Ни для кого не секрет, что премия была затеяна Михалковым в пику гусмановской «Нике», которую он не смог подчинить себе после прихода к власти в Союзе кинематографистов России. Вряд ли его реальное влияние так сильно, как кажется многим впечатлительным людям, но миф о Михалкове давно сильнее всякой реальности. Сам Никита Сергеевич, к которому кинообозреватель «НИ» подошел, чтобы поздравить с победой, с ходу сообщил, будто оправдываясь, что голосовал за Муратову («Настройщик») как за лучшего режиссера, а лучшим фильмом, по его версии, должен был стать «Космос как предчувствие».

"