Posted 28 июля 2013,, 20:00

Published 28 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:52

Updated 8 марта, 04:52

Блюзовый мотив

Блюзовый мотив

28 июля 2013, 20:00
В пятницу в возрасте 74 лет в Сан-Диего (Калифорния) скончался блюзовый музыкант Джей Джей Кейл. Широкой публике песни Кейла известны благодаря кавер-версиям. After Midnight и Cocaine играл Эрик Клэптон, балладу Sensitive Kind – англичанин Джон Мейол и русский «Калинов мост» («Девочка летом»). У Кейла не было громкой с

Настоящая биография настоящего блюзмена – это его записи и концерты. Альбомов у Кейла набирается не так много: с 1972 года – примерно полтора десятка, включая сотрудничество с Эриком Клэптоном, the Road To Escondido. Но каждый альбом блюзмены и блюзфаны знают до ноты.

Джон Уэлдон Кейл родился 5 декабря 1938 года в Оклахома-Сити. В детстве жил и учился в городе Талса. Поигрывал с разными составами. Даже с известными впоследствии людьми: с Леоном Расселом, Дилани и Бони. В начале 1960-х подался в Лос-Анджелес, чтобы в большом городе делать карьеру музыканта. Поначалу зарабатывал на жизнь и собственные записи работой в студии. «Поначалу» затянулось: собственные записи Кейла не снискали никакого успеха, карьера профессионального музыканта не заладилась. Кейл вернулся в свою провинциальную Талсу, намереваясь вообще бросить музыку. Но в 1970 году из-за океана пришло неожиданное признание его таланта и мастерства. Его песню After Midnight 1966 года записал Эрик Клэптон. Песня стала большим хитом, и Кейл узнал об этом, слушая радио. «Жил я тогда в полунищете, – признавался он. – Еле зарабатывал на еду. А мне уже было за тридцатник. А тут такое счастье». Два года спустя вышел наконец его первый сольный альбом Naturally, в который вошла авторская версия After Midnight, также там есть другая его важная песня – Call Me the Breeze. Примерно тогда же прославившемуся Кейлу придумали такое «имя»: Джей Джей, чтобы не путать с его модным однофамильцем, мультиинструменталистом и экс-басистом Velvet Underground Джоном Кейлом.

Его своеобразные песни, в которых соединились кантри, буги, блюз, рок, фолк и джаз плюс афористичные тексты со здравыми мыслями, стали записывать разные звездные рок-группы. Знаменитые коллеги не уставали говорить о нем как о самом крутом гитаристе, гении и источнике вдохновения. Между тем Кейл совсем не светился на публике, продолжая жить в своей провинции. Альбомы записывал редко, но то, что выходило, тут же оседало в коллекциях меломанов. Два последних его альбома, To Tulsa and Back и Roll On, вышли в 2004 и 2009 годах. Интервал в пять лет. Музыка меланхоличная, интроспективная, с фирменным кейловским бормотанием и отточенными гитарными партиями... Нечто совсем параллельное и музыкальной конъюнктуре, и шоу-бизнесу. В те годы, слушая эти альбомы, не покидало ощущение: как можно сейчас делать такую музыку? Не старомодную. Не ретро, не классику, а просто – вневременную.

Затворник Кейл, впрочем, не сумел отсидеться в деревне. Ушибленный шоу-бизнесом в молодости, осенью 2006 года он получил настоящую порцию славы. Благодаря альбому Road to Escondido и дуэту с Эриком Клэптоном. Клептон, царь Мидас рок-н-ролла, давно мечтал поработать со своим кумиром, к тому же ему пришла пора выпускать очередной альбом, а времени сочинять хиты не было. Он попросил кумира написать несколько песен и спродюсировать альбом. Кумир был не против и для начала прислал англичанину свой новый материал. «Джон (...) уже присылал мне несколько песен, три из них меня зацепили, – рассказывает Клэптон в «Автобиографии». – Но чем больше я слушал, тем больше мне нравились остальные, и я понял, что записать придется все… Я приехал к Джей Джею в его маленький скромный домик в окрестностях Эскондидо. Альбом сделали за месяц, но суть его изменилась: это уже не был диск Э.К. с продюсером Кейлом, получился полноценный дуэтный альбом». Этот диск, в котором, к слову, по музыке больше умеренного интроспективного Кейла, чем драйвового рокера Клэптона, – стал бестселлером. Кейлу пришлось дать сотни интервью, которые, по словам Клэптона, он выдерживал стоически. В 2008 году Road получил «Грэмми» в номинации «Лучший альбом современного блюза». Это одна из немногих наград Джона Уэлдона Кейла.

"