Posted 28 июля 2010,, 20:00

Published 28 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Генеральный директор Фонда развития Политехнического музея Юлия Шахновская

Генеральный директор Фонда развития Политехнического музея Юлия Шахновская

28 июля 2010, 20:00
«Коллекция музея не пополнялась тридцать лет»

– С чем, по-вашему, связана смена руководства Политехнического музея?

– Я не могу это комментировать, поскольку решение принято министерством культуры. Я могу только повторить слова пресс-секретаря министра, который сказал, что предыдущим руководством не в полной мере выполнялись требования к развитию музея.

– На ваш взгляд, когда возник конфликт между фондом и самим музеем?

– До последнего месяца никакого конфликта не было. До этого мы функционировали целый год, и все было прекрасно. И сегодня продолжаем финансировать большое количество музейных программ. Деятельность фонда делится на две части. Первая – мы поддерживаем инициативы сотрудников, финансируем повышение квалификации, поддерживаем идеи по использованию фондов музея, помогаем в проведении новых выставок и образовательных программ. Вторая часть работы – организация и финансирование международного конкурса по развитию музея.

– Планируется ли участие экс-директора Гургена Григоряна в дальнейшей работе музея?

– Насколько мне известно, на нынешний день он занимает должность ведущего научного сотрудника и, как предполагалось с самого начала, является членом международного жюри конкурса. Жюри состоит из 15 человек, в числе которых помощник президента России Аркадий Дворкович, министр культуры Александр Авдеев, генеральный директор «Роснано» Анатолий Чубайс, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, представители международной музейной общественности, в частности бывший директор Музея науки в Лондоне сэр Нил Коссонс и другие.

– Кстати, на какой стадии сегодня этот конкурс?

– Завтра у нас пройдет первое заседание жюри по отбору финалистов. Будут отобраны три или четыре компании, которые в течение ближайших двух месяцев разработают концепции дальнейшей деятельности музея. А затем, уже в сентябре, будет определен победитель.

– Много ли существует претендентов?

– Заявлено 14 компаний, из которых две – русские, остальные – международные (американские, европейские, восточные).

– Если победит зарубежная компания, то значит ли это, что она будет впоследствии участвовать и в деятельности музея?

– Конечно, нет. У нас даже существует обязательное условие, что, если побеждает иностранная компания, она обязана взять младшего русского партнера.

– В таком случае в чем именно заключается роль победителя конкурса?

– Будет взята их идея и навык ее воплощения. Потому что у нас в стране пока не сформировался круг таких компаний, которые умели бы технически оперировать столь сложными публичными пространствами, как музеи.

– Из этого следует, что музей изменится коренным образом и того Политеха, который существует сейчас, уже не будет?

– Нет, это не так. Во-первых, здание музея – исторический памятник и это должно сдерживать фантазии разработчиков нового проекта. А во-вторых, другим ограничителем является и музейная коллекция, которая максимально полно должна быть представлена в залах. Потому что на сегодняшний день в залах выставлено только 10% коллекции. А любой музей обязан демонстрировать все свои фонды. Не постоянно, поскольку таких площадей ни у кого нет, но за счет временных экспозиций. Коллекция, которая на сегодняшний момент находится в музее, не пополнялась с конца 1970-х годов. Да, мы имеем уникальный фонд, но в нем ничего не прибавилось за последние 30 лет. И ничего нет о перспективах на будущее. А ведь современный научно-технический музей помимо представления прошлого должен еще и показывать, куда все движется, а пока эта функция никак не реализована. Поэтому мы как раз ждем от участников конкурса дополнения и в этой части.

– На какой срок планируется закрыть музей, когда начнется его реконструкция?

– Исходя из финансирования, которое подтверждено со стороны правительства, реконструкцию планируется начать в 2012 году. По текущим планам здание будет закрываться постепенно – в течение полугода или чуть больше. Открыться же здание должно будет только в 2016 году. К сожалению, прежде это здание не ставилось на капитальный ремонт. И поэтому проблема даже не в том, что нужно проводить ремонт помещений, а в том, что устарели перекрытия, нет лифта. Обновления требуют сегодня техника пожарной безопасности и сантехническая служба. В том состоянии, в котором знание находится сейчас, оно не соответствует никаким техническим нормам.

– Где будут временно размещаться фонды?

– Это решение будет принимать новое руководство и министерство культуры. Но в мировой музейной практике принято, что сливки фондов и экспозиций на время закрытия музея разъезжаются по стране и по миру в качестве временных выставок на тот период, пока музей закрыт.

– На кого сейчас рассчитан музей и на кого будет рассчитан в будущем?

– Это вопрос концепции. Целевая аудитория является частью будущей идеи, но, опираясь на мировую практику, могу сказать, что, как правило, такие музеи рассчитаны на максимально широкую аудиторию: от самых маленьких детей до узкопрофессиональной аудитории. Потому что музей должен вести масштабную образовательную и просветительскую деятельность, частью которой является и научная работа.

Как сообщали «Новые Известия», в начале июля с поста генерального директора Политехнического музея был уволен профессор, доктор технических наук Гурген Григорян, занимавший эту должность четверть века. В коллективе столь скоропалительное решение связывают с тем, что руководство Политехнического музея вступило в конфликт с госкорпорацией «Роснано», учредившей Фонд развития Политехнического музея. Однако в самом фонде утверждают, что увольнение Гургена Григоряна никак с этим не связано, поскольку решение об отставке принял министр культуры. Новым директором музея стал Борис Салтыков, бывший министром науки и технической политики России в 1991–1996 годах. Кроме того, он известен и как создатель Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и ряда других организаций, занимающихся грантами. О том, что Политехнический музей нуждается в целом ряде преобразований, говорилось неоднократно, как минимум последние полтора десятка лет. И Григорян, и представители фонда намерены были совместными усилиями провести эти преобразования. Теперь же проводить модернизацию фонд будет с новым музейным директором, но, по словам Григоряна, он тоже намерен участвовать в этом процессе (уже как научный сотрудник), поскольку ему небезразлична судьба Политехнического. Завтра международное жюри приступает к выбору компании, которая будет разрабатывать концепцию современного музея достижений науки и техники на базе Политехнического музея. Корреспонденты «Новых Известий» постарались разобраться в сути конфликта, а также понять, какова дальнейшая судьба музея.

"