Posted 27 декабря 2013,, 20:00

Published 27 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:34

Updated 8 марта, 04:34

Выгодное фуэте

Выгодное фуэте

27 декабря 2013, 20:00
Балет XXI века отличается от балета века минувшего. У современных танцоров все заметнее желание стать такими же популярными и раскрученными, как, скажем, теннисные звезды или звезды шоу-бизнеса. В отличие от предшественников современные артисты балета меняют театры, как перчатки и не скрывают, что стремятся к гламуру т

В недавнем интервью российская балерина Наталья Осипова (на фото) удивила поклонников классического искусства своим модерновым заявлением: «Талантливые люди не принадлежат какой-то одной компании. Они принадлежат всему миру танцев. В опере эта перемена уже произошла. Имеется, конечно, хор, но главные исполнители съезжаются из разных уголков земли».

27-летняя Наталья Осипова доказывает свою теорию не только на словах, но и на деле. Она является ярким примером типичной представительницы сегодняшнего балета. Не так давно Осипова впервые танцевала партию Джульетты в Лондоне, на сцене Королевского балета. Причем танцевала не как приглашенная гостья, а как член труппы. Это четвертый театр, который она сменила за пару последних лет. Способность собирать полные залы и харизма помогли ее переходу из Большого театра в санкт-петербургский Михайловский театр и далее в лондонский Королевский балет. Еще она танцевала в нью-йоркском Американском театре балета и в качестве гостьи – в миланской Ла Скала и в Австралийском балете.

Этот вид искусства всегда держался на маленькой группе суперзвезд. Таких, как, скажем, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Сильви Гиллем. Слава планетарного масштаба и способность собирать полные залы в разных уголках земли позволяли им быть этакими танцорами мира и порхать с гастролями по всему свету. Но если раньше такая жизнь была присуща только суперзвездам, то сейчас она распространилась и на танцовщиков уровнем немного ниже. Наталья Осипова, Дэвид Холберг, Сергей Полунин, Иван Васильев, Алина Кожокару и другие звезды танца не только переезжают из театра в театр, но и нередко одновременно являются членами более чем одного балета.

Тенденция уже подтачивает традиционную структуру балетных трупп, потому что менее известные танцоры и танцовщицы подражают звездам и тоже начинают менять театры. Причем не какие-то провинциальные, а такие известные во всем мире, как Королевский балет или Парижская опера, которые всегда считались театрами на всю жизнь. Сейчас звезды балета уже не доверяют свою судьбу и карьеру, как раньше, директорам театров, считавшимся еще в недавнем прошлом всесильными богами танцевального мира, а больше полагаются на себя самих.

Художественный руководитель Американского балетного театра Кевин Маккензи считает, что изменения, происходящие в мире балета, отражают изменения во всем человеческом обществе и что в их основе лежит глобализация. Любителей балета современная тенденция порхания с места на место несомненно устраивает, потому что она предоставляет им отличную возможность увидеть множество звезд мирового уровня. Что касается танцоров, то им такой стиль жизни позволяет больше зарабатывать.

И хотя танцоры утверждают, что за этой тенденцией кроется не столько желание поправить свое материальное положение, сколько возможность попробовать новые стили танца, познакомиться с неизвестной хореографией и создать себе международное имя, за решением сменить труппу стоят все же и финансовые причины.

Например, в крупных американских театрах сезоны не длятся целый год, поэтому там артистам балета платят не из расчета за год. Премьеры в США зарабатывают неплохо, но и только: никакими астрономическими суммами и не пахнет. Из финансовой отчетности Американского балетного театра, например, следует, что в 2011 году у него были три премьера, заработавшие за сезон более 190 тыс. долларов. Вообще же танцоры, по словам Кевина Маккензи, получают зарплату раз в неделю, а не за каждое представление. Международные звезды, типа той же Осиповой и Полины Семеновой, примы Большого и Берлинского театров, получают не больше местных премьеров.

Метрополитен опера может заплатить суперзвездам за спектакль до 17 тыс. долларов, а в Европе – даже больше. В Парижской опере звезды в среднем зарабатывают в районе 125 тыс. долларов в год. Эти оклады не производят особого впечатления по сравнению с гонорарами оперных звезд и тем более звезд эстрады и киноактеров.

В балете денежная тема является чем-то вроде табу – здесь о деньгах предпочитают не говорить вслух. Тем не менее в последнее время благодаря рекламным контрактам суперзвезды начинают улучшать свое материальное положение. Например, Полина Семенова недавно появилась рядом с теннисистом Новаком Джоковичем в рекламе производителя одежды Uniqlo, Мильпье снялся в рекламе Dior и Saint Laurent; а Юань-Юань Тан, прима-балерина Балета Сан-Франциско (кстати, самая молодая в его истории) является лицом Rolex и ювелирной компании Van Cleef & Arpels.

«Почему балерина не может быть такой же публичной фигурой, как теннисистка?» – спрашивает Сара Мернс, прима-балерина Нью-Йоркского городского балета, которая сама до недавнего времени вела творческий блог в интернет-издании The Huffington Post и имеет своего агента по связям с прессой.

"