Posted 27 мая 2012,, 20:00

Published 27 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

Не сказали «Нет»

Не сказали «Нет»

27 мая 2012, 20:00
В канун раздачи наград официального конкурса Каннского фестиваля, завершившегося вчера, были подведены итоги параллельных программ – «Особого взгляда» и «Двухнедельника режиссеров», а также студенческого конкурса «Синефондасьон». В них оказалось такое количество незаурядных мировых премьер, что их с лихвой хватило бы н

В Каннах главным конкурентом основного конкурса считается программа «Особый взгляд», в которой представляются картины, действительно «смещающие» привычное восприятие. Например, «Студент» Дарежана Омирбаева – современная казахская версия «Преступления и наказания». Новоявленный Раскольников оказывается интеллектуалом, которого бесит «постмодернистское общество», наплевательское по отношению к человеку, и униженный и оскорбленный человек по известной схеме переступает черту.

В фильме «Все равно Лоуренс» канадского вундеркинда Ксавье Долана (режиссеру всего 23 года, а за его плечами три успешных фильма) традиционная черта проводится между двумя полами, и главный герой ее решительно переступает. Он маниакально мечтает одеваться в женскую одежду, сохраняя при этом любовь и преданность своей подруге. Видимо, понимая, насколько актрисе было сложно, жюри «Особого взгляда», возглавляемого американским актером Тимом Ротом, наградило не Мелвиля Пупо, сыгравшего чудака-трансвестита, а его партнершу Сюзанн Клемен за лучшую женскую роль.

Главный приз «Особого взгляда» достался картине «После Люсии» Микеля Франко, тоже связанной с новациями сексуальной жизни. Главная героиня, школьница, приезжает в Мехико из провинции вместе с отцом, заводит роман с одним из сверстников, который записывает их любовную встречу на смартфон и выкладывает в Сеть. Это рушит жизнь девушки и ее отца и приводит к трагедии. Еще одну награду в «Особом взгляде» снискал фильм «Дети Сараево» Аиды Бежич.

В «Двухнедельнике режиссеров» было несколько интересных фильмов, но лидер оказался бесспорным (ему, собственно, и достался приз этой программы). Действие картины «Нет» чилийского режиссера Пабло Лоррэйна разыгрывается под занавес правления Пиночета, когда тот решил сменить тактику и провести инсценировку демократического референдума, который должен ответить «да» или «нет» на вопрос, останется ли диктатор у власти еще на восемь лет. Сторонники режима контролируют все СМИ, а противникам достается всего пятнадцать минут в сутки, чтобы убедить сомневающихся ответить «нет». Отметим, что «Нет» – один из самых оптимистичных фильмов Каннского фестиваля: его идея в том, что от человека зависит очень и очень многое. Это по существу и стало главной темой фестиваля – и конкурсного, и неконкурсных показов. Многие фильмы были посвящены недавно сотрясшей арабский мир череде революций. Другая серия связана с внутренним миром ярких творческих личностей, например, Вуди Аллена или Романа Полански, чья креативность способна менять мир. Фильм, посвященный 65-летию Каннского фестиваля, снял его президент Жиль Жакоб. На премьеру собрались сами герои этой картины – лучшие режиссеры планеты (среди которых был и Андрей Кончаловский), что само по себе стало незабываемым зрелищем.

В этом году российское кино было представлено в двух конкурсах – большом и короткометражном. Приятно, что в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» победила наша соотечественница Таисия Игуменцева с короткометражкой «Дорога на…», посвященной теме одиночества человека в современном мегаполисе. Выбор для этой программы осуществлялся из 1700 картин, представленных киношколами со всего мира. Интересно, что студенческая работа Игуменцевой, ныне прославившая ее родной ВГИК, получила четверку. Отметим, что военная драма Сергея Лозницы «В тумане» еще до вручения официальных наград была удостоена приза международной федерации кинокритиков FIPRESCI. Сочетание этих двух наград напомнило о том, что Россия – большая кинодержава, способная делать кино международного уровня. Кстати, тема картины Лозницы – тоже умение человека сказать «нет», только в более драматичных обстоятельствах – перед лицом войны и смерти.

"