Posted 27 апреля 2006,, 20:00

Published 27 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

«Откиньтесь в кресле и расслабьтесь»

«Откиньтесь в кресле и расслабьтесь»

27 апреля 2006, 20:00
Настоящий американский джазовый вокал в Москве звучит крайне редко. Тем более – в исполнении звезд. Посему неудивительно, что певица Дайана Ривз – многократная обладательница премии «Грэмми», нестареющая чернокожая красавица и легкая ироничная натура, собрала в среду полный зал Дома музыки.

За почти три десятка лет карьеры в звукозаписи Ривз шарахалась от биг-бендового звучания до smooth-jazz, рок-песен и африканских этномотивов. Именно эта легкость и всеядность, по мнению иных критиков, долго не позволяла Дайане выбраться в самый верхний эшелон. Строго говоря, для всего мира она прошла по дороге, протоптанной другой «джазовой» Дайаной – канадской гражданкой по фамилии Кролл. Теперь г-жа Ривз – своего рода символ американской музыки (не забудем, что американцы называют джаз «американская классика») и знак качества. Именно ее позвали спеть песню на закрытии Олимпиады в Солт-Лейк-Сити и именно ей, как по расписанию, вручают «Грэмми» в джазовых номинациях, а сама она может отменить важный концерт по моральным соображениям. Так, Ривз не выступает в Чарлстоне, где над капитолием штата до сих пор висит флаг Конфедерации, значение которого предкам певицы было «слишком хорошо известно».

Впрочем, «номенклатурность» в данном случае не отменяет живого творчества. Когда слушаешь обращение Ривз к классическому вокальному джазу, по-прежнему ощущаешь ее достойной наследницей и хранительницей джазовой эпохи больших голосов, чернокожих примадонн и победительной энергии всеобщего праздника.

На прошедшем концерте это ощущалось на сто процентов. Даже несмотря на то, что к нам певица приехала в непривычном странном составе: ей аккомпанировали только два акустических гитариста. Камерный состав, тем не менее, отменно смотрелся и слушался в огромном Светлановском зале. Раньше бы сказали «от сердца к сердцу». Аккомпаниаторы, кстати сказать, не случайные люди. Бразилец Ромеро Лубамбо, игравший на акустической гитаре, и «электрический» Рассел Мелоун. Мелоун – очень хороший гитарист, сам, кстати, звезда. Его альбомы акустического бопа хорошо известны в узкой среде любителей здорового неоконсерватизма. Лубамбо и Мелоун записывались и выступали с Дайаной, но именно в таком составе, втроем, коллектив выступает впервые. Программа называется Strings Attached – буквально переводя, «струны прилагаются», на самом деле это выражение означает «без обязательств».

Не знаю, какие именно обязательства отвергла Дайана Ривз, но публика получила сполна. Чудесный голос, огромный, гибкий и чувственный, с совершенно нездешней подачей – звук обволакивает весь зал. Стандарты, латинские темы, собственные композиции – все уложилось в полуторачасовую программу, пролетевшую как одна минута. «Все, что вам надо, – говорила певица, обращаясь к залу, – откинуться в кресле и расслабиться». Полный релакс, но скучать не пришлось: во-первых, безумно интересно следить за поворотами ее голоса, отмечая нюансы певицы, чей второй главный козырь (после собственно удивительных природных вокальных данных) – разнообразие. Даже акустический джаз она поет по-разному буквально в каждом такте. Во-вторых, песни Дайана перемежала разными забавными историями из жизни. Если кому-то были непонятны слова, которые она говорила – все равно все понимали смысл. Ничего удивительного – это же джаз. От сердца к сердцу, как и было сказано.

"