Posted 27 марта 2013,, 20:00
Published 27 марта 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 05:17
Updated 8 марта, 05:17
Всякий раз, когда надо рассказать и показать, чем же хороши художники или проекты, выбранные для «Инновации», встает одна и та же проблема: как уместить в небольшом зале ГЦСИ произведения, для которых иногда и целого города мало. Но вот что примечательно – год от года «инновационная» выставка становится все лучше и даже интереснее итогового вручения наград. В этот раз она и вовсе выглядит как самостоятельная инсталляция. У нее даже имеется сквозная тема. Почти 25 проектов, отобранных из трех десятков заявок, можно обозначить так: уроки «левизны» в современном искусстве.
Зрителей встречает своеобразный эпиграф – деревянные конструкции, приехавшие после выставки Андрея Жиляева «Музей пролетарской культуры» в Третьяковской галерее, где молодой художник ностальгировал по самодеятельному авангардному творчеству взамен профессионального (номинация «Произведение визуального искусства»). Дальше взаимосвязи с революционным авангардом только усиливаются. На красных столбах-тумбах помещены экраны с кадрами из разных кураторских проектов. Все эти проекты (всего шесть выставок: от ретроспективных вроде экспозиции Сокова или Кейджа до ультрановых) настраивают на радикальные жесты и противление всякой музейности и академичности.
По сторонам от красных «видеостолбов» отсеки с революционными движениями разных арт-групп и молодых «неспокойных». Например «группировка ЗИП» в Краснодаре (номинация «Новая генерация») всячески возрождает позднесоветские формы коммунистического действия. Под портретом Маркса раздает бесплатную еду в супермаркете, строит татлинские башни, проводит художественные демонстрации, облагораживает ленинские памятники. Но все это не в пользу коммунистов, а ради самоорганизации артистов. Примерно таким же марксистским жестом прославилась в прошлом году довольно известная художница Анна Желудь (претендент на награду за «Произведение визуального искусства»). На своей «Последней выставке» она прямо на вернисаже раздала всем посетителям представленные работы. Если г-жа Желудь раздает картины, то «арт-интервент» Radya из Екатеринбурга (номинация «Региональный проект») внушает жителям новостроек веру в лучшее, когда выводит на крышах домов огромные надписи типа «Благодарю» или «Превыше всего» (эдакий наш вариант Бэнкси).
С революционным авангардом едва ли не всех номинантов роднит и тот факт, что со своими работами они активно вторгаются в заводские и фабричные пространства. Как черт от ладана, все номинанты бегут из салонов и респектабельных залов. Лучше всего это удалось Леониду Тишкову с его инсталляцией на Уральской биеннале «Заброшенные утопии: коньковый завод» (номинация «Произведение визуального искусства»). Всегда склонный к сентиментальному осмыслению советской атмосферы (в том числе и заброшенных заводов), Тишков выстроил из старых коньковых лезвий монумент, напоминающий памятник над Музеем космонавтики, а в отдельной комнате создал мистическое вознесение фотопортретов всех заводских рабочих, оставшихся теперь не у дел.
Наконец, своеобразной кодой и послесловием в этой логичной подборке звучит инсталляция с «Пространством борьбы» Владимира Селезнева (тоже с Уральской биеннале и тоже претендующая на звание «лучшего произведения»). Зритель входит в комнату, полностью исписанную революционными лозунгами и текстами песен против нынешней буржуазии. Но в определенный момент свет в комнате гаснет и вдруг проступает фосфоресцирующая надпись «Все напрасно». Вердикт современному протестному движению.
Очевидно, что прошлый год в галерейной жизни прошел под знаком оппозиционных настроений и молодого радикализма. После долгих споров и раздоров Pussy Riot все же не попали в шорт-лист полугосударственной премии «Инновация». Зато устроители выставки зримо показали, что девушки не одиноки – в регионах зреет и множится то же самое противопоставление официоза и нонконформизма.