Posted 26 августа 2010,, 20:00

Published 26 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Другое кино

Другое кино

26 августа 2010, 20:00
В Турции завершились съемки фильма «Служебный роман. Наше время» – ремейка легендарной комедии Эльдара Рязанова. Создатели фильма пока не спешат раскрывать подробности съемок, даже не называется имя режиссера, однако известно, что Новосельцев «приударять за Мымрой» будет не только в Москве, но и за рубежом (в Турции сн

Как выяснили «Новые Известия», все актеры, снимавшиеся у Рязанова, отрицательно относятся к такому осовремениванию классики советского кино, но к их заявлениям никто не прислушивается: с начала 2000-х годов в России снято больше десятка ремейков и сиквелов легендарных фильмов, и процесс только набирает ход. Другой тенденцией по «модернизации» кино стала раскраска черно-белых фильмов. Актриса Ольга Аросева заявляла в интервью «Новым Известиям», что категорически против раскраски фильма «Берегись автомобиля», но, несмотря на это, работа по его колоризации все равно началась...

В «Необыкновенном концерте» Театра кукол Образцова горе-музыкант Аполлон Аполлонович Переделкин «перекладывал музыку с инструмента на инструмент», исполняя на виолончели произведения, которые были написаны для фортепиано. Над этой его манерой забавно иронизировал конферансье Эдуард Апломбов. По мнению мэтров кинематографа, режиссеры новой формации выступают в роли таких же переделкиных, стараясь приблизиться к заданной планке. «Оставьте классику в покое, – просит режиссер Гарри Бардин. – Это все равно что переводить в 3D-формат произведения великих художников, например Веласкеса или Модильяни. Они ведь в гробу перевернутся! Как задумывалось авторами изначально, так это и должно сохраниться. Если сейчас раскрасить Чарли Чаплина, это будет оскорбительно для памяти актера. Делайте свое, новое, но не пытайтесь исправить классику. И то, как сейчас «переосмысливают» классику, мне не нравится хотя бы потому, что это выглядит не так, как оригинальное произведение».

Кроме того, съемки ремейков и сиквелов чреваты ошибками и многочисленными нестыковками. Из сюжета «Иронии судьбы-2» следует, что менеджеры крупнейшей сотовой компании, где работает Ираклий (Сергей Безруков), сами ездят на шикарной «Камри» осматривать подстанции, как простые монтеры. В «Возвращении мушкетеров» в одном из кадров видна машина «Волга». Кроме того, в другом кадре Арамис поет «Призвать к ответу наглеца» без шляпы на голове, но к концу песни на нем вдруг появляется широкополый головной убор. Можно назвать еще целый ряд подобных примеров. Например, когда умирает Констанция, д’Артаньян бросается в объятия друзей. Но Атос от него отворачивается: в кадре не видно его сочувствующих глаз, поскольку Вениамин Смехов, игравший Атоса, должен был срочно покинуть съемочную площадку, поэтому его заменил дублер.

«Отношение нынешних режиссеров к съемочному процессу просто удивительное, – говорит «НИ» кинорежиссер Валерий Усков. – Раньше, во времена пленочного кинематографа, кадр выстраивался часами, тщательно подбирался реквизит, работали многочисленные редакторы и ассистенты, которые следили за тем, чтобы кадр достоверно отражал эпоху. Теперь же режиссерское кино сменилось продюсерским: многие кинематографисты оказались в руках рынка и потому всячески спешат уложиться в смету, а в погоне за деньгами обратились к чужому творчеству. Потому и все эти продолжения менее удачны, чем оригиналы. Не надо этого делать. В крайнем случае, это должны делать те же люди, которые снимали первую часть картины, поскольку они в теме».

«Интересует только заработок»

Тем не менее в истории отечественного кинематографа есть и примеры удачных ремейков. Вопрос, видимо, в качестве исполнения. Так, в частности, легендарный советский фильм «Неуловимые мстители» является ремейком черно-белой немой картины «Красные дьяволята», снятой в 1924 году Иваном Перестиани. Ремейком можно назвать и лирическую комедию Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», отчасти напоминающую другую советскую ленту – «Девушка с характером». По мнению экспертов, Рязанову удалось оживить известный сюжет, точно вписать его в стилистику эпохи. Современные же ремейки грешат отсутствием именно такой стилистики. Так, в частности, «Карнавальная ночь-2», снятая учениками Рязанова, оказалась просто оторвана от времени: действие происходит явно не в советскую эпоху, но и для наших дней сюжет слишком надуман.

«Производителей интересует только заработок, – говорит «НИ» киновед Даниил Дондурей. – Ведь обычно берутся культовые фильмы, которые принесли ее создателям в советское время внушительный доход. И современным кинематографистам кажется, что когда они будут делать ремейки таких картин, то им снова удастся заработать из-за великой внеисторической любви к киноклассике. Но так не бывает, поскольку сейчас другое время, другие герои, другие контексты. Кроме того, нельзя снова вернуться в советскую эпоху, когда были сняты оригинальные фильмы. Сегодня банковский клерк более важен, чем разведчик. Сейчас нужно показывать, как девочка круто соблазняет мальчиков, а не наоборот. На это люди помчатся, потому что миллиарды долларов приносят в кассу кинотеатра школьники и студенты. У наших ремейков нет шансов заслужить народную любовь. Такие шансы есть разве что у голливудского кино – «Чужие», «Человек-паук» и иже с ними».

«Оставьте мое лицо в покое»

Не меньшее сопротивление вызвала раскраска черно-белых фильмов. Когда на экраны вышли цветные «Семнадцать мгновений весны» и ветераны войны заявили, что не приемлют подобных изменений, целый ряд деятелей кино заявили, что сериал раскрашивается в порядке эксперимента: мол, для того, чтобы привлечь к экранам молодежь. Однако вслед за «Семнадцатью мгновениями…» раскрасили «Волгу-Волгу», «Подкидыша», «Веселых ребят», «Золушку». «Теперь подобрались к «Берегись автомобиля», – говорит «НИ» актриса Ольга Аросева. – Я обращаюсь ко всем, кто будет это делать: оставьте мое лицо в покое. Выдающийся оператор Урусевский говорил, что мне нужен грим холодных тонов, и потому в «Берегись автомобиля» я использовала зеленоватые цвета. Урусевский знал, как гримировать артиста, но он не знал, что однажды его ленту примутся раскрашивать. Что же получится на экране? Кроме того, фильм создавался как черно-белая картина, отсюда целый ряд сцен Рязанов выстроил особым образом, в этом заключалось его мастерство. Если раскрасить – режиссерский замысел будет перечеркнут. И мы устали уже говорить об этом: нас не слышат».

Процесс действительно невозможно остановить, поскольку пришел он в Россию из-за рубежа и раскраска производится в голливудской традиции, где подверглись колоризации десятки легендарных фильмов: «Кинг-Конг» (1933), «Кудряшка» (1935), «Три товарища» (1938), «Знак Зорро» (1940), «Касабланка» (1942), «Чокнутый профессор» (1961) и многие другие. Однако в Голливуде мода на раскрашенное кино давно стихла, у нас же только набирает обороты. Причем колористы (так же как и режиссеры ремейков) руководствуются не столько эстетическими соображениями, сколько популярностью фильма у зрителей. «Мне не понравилось, как смотрится в цвете Штирлиц, – говорит «НИ» Валерий Усков. – Я считаю, что это не дело – раскрашивать черно-белые фильмы. Ведь и «Семнадцать мгновений весны», и «В бой идут одни «старики» воспринимались как хроника военного времени – пока они были черно-белыми. На мой взгляд, война больше нуждается в черно-белом кино. Потому что цвет все-таки придает некоторые условности».



ПО МОТИВАМ СТАРЫХ КАРТИН В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СНЯТЫ НОВЫЕ:

«Волга-Волга» (1938), Григорий Александров – «Волга-Волга» (2006), Андрей Сильвестров, Павел Лабазов.

«Верные друзья» (1954), Михаил Калатозов – «Полный вперед!» (2004), Тамара Владимирцева, Андрей Панин.

«Карнавальная ночь» (1956), Эльдар Рязанов – «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» (2007), Эльдар Рязанов и его ученики.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), Эльдар Рязанов – «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), Тимур Бекмамбетов.

«Розыгрыш» (1976), Владимир Меньшов – «Розыгрыш» (2008), Андрей Кудиненко.

«Служебный роман» (1977), Эльдар Рязанов – «Служебный роман.

Наше время» (2011), режиссер не называется.

«Д`Артаньян и три мушкетера» (1978), Георгий Юнгвальд-Хилькевич – «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008), Георгий Юнгвальд-Хилькевич.


ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ФИЛЬМЫ, РАСКРАШЕННЫЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ:

«Семнадцать мгновений весны» (1973), Татьяна Лиознова.

«В бой идут одни «старики» (1973), Леонид Быков.

«Веселые ребята» (1934), Григорий Александров.

«Волга-Волга» (1938), Григорий Александров.

«Подкидыш» (1939), Татьяна Лукашевич.

«Золушка» (1947), Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро.


Александр ЛЕНЬКОВ, актер:

– Я не слишком ярый противник экспериментов с легендарным кино. Все зависит от результата. Никто же не воротит нос от того, что была телеверсия мхатовской «Бесприданницы» и вдруг появился «Жестокий романс» в постановке Рязанова. Бывают удачные опыты, бывают – менее удачные. Кино – то же, что литература: если литературный материал «вкусный», к нему будут время от времени возвращаться. Мне понравилась раскрашенная «Золушка». Все-таки сказка должна быть цветной. Замечательно, что «Золушка» ожила. Хотим мы или нет, но детям сложно смотреть черно-белое кино. Они хотят красок и праздника на экране. Думаю, и оригинал бы снимали в цвете, если бы материалы того времени позволяли. Ведь снимали на немецкую трофейную пленку, а у нас не было химикатов, чтобы проявлять. Что касается ремейков, то я оберегаю себя от просмотра всевозможных продолжений. Я знал «Карнавальную ночь», которую снял Рязанов в 1956 году и которую я полюбил, а на вторую часть не пошел и не пойду, какая бы она ни была хорошая. В старых фильмах есть что-то наркотическое – от них невозможно оторваться: даже если начал смотреть с середины, обязательно будешь смотреть до конца, хотя знаешь сюжет наизусть.


Валерий БОСЕНКО, киновед:

– Традиция раскрашивать фильмы возникла на Западе, а мы ее подхватили. Причем подхватили с опозданием, когда во всем мире это уже успокоилось. У нас же это стали рассматривать как некую инновацию. Не нужно внедряться в структуру созданного произведения. Можно раскрасить «Темницы» Пиранези. Что это будет? Новаторское творчество? Типичное такое ландриновое, даже не искусство, а попытка примазаться к чужим шедеврам. Я категорически против так называемого «переосмысления» киноклассики. Такие фильмы априори не могут стать шедеврами кинематографа, но они должны быть датированы текущим годом, когда они были раскрашены. Честно говоря, я пошел смотреть «Иронию судьбы. Продолжение» в кинотеатр, но вышел из зала после первых же реплик. Мне не понравился ни текст, ни изображение. Это не имеет никакого отношения к фильму 1975 года, к одному из шедевров Эльдара Рязанова. Что касается других ремейков – я не жалею, что не видел их. Если у кого-то из режиссеров зуд творчества, пусть делают свое. Кто им мешает? А классику надо оставить в покое.


Лев БОРОВКОВ, юрист, сотрудник «Центра правовой защиты интеллектуальной собственности»:

– Создание ремейков, сиквелов и другой подобной кинопродукции не является отдельной частью авторского права. Все это регулируется действующими нормами законодательства РФ об авторском праве, в соответствии с которым авторами фильма является режиссер, автор сценария и композитор. В соответствии с советским законодательством они не назывались «авторами фильма», но каждому из них тем не менее принадлежало авторское право на свое произведение. При этом право на фильм в целом принадлежало студии, осуществившей съемку. Однако нужно учитывать такой важный аспект, как неприкосновенность произведения. Эта норма означает, что без согласия автора (если это согласие не было получено в письменной форме) нельзя вносить в оригинальное произведение какие-либо изменения, дополнения, комментарии. К этому относится в том числе и раскрашивание. Что касается сиквелов, приквелов и так далее, то здесь также без согласия правообладателя никаких действий совершать нельзя. Вопрос поиска правообладателей всегда стоит достаточно остро. Советское законодательство, по которому регулировались произведения, созданные в то время, в совокупности с действующим законодательством об авторском праве дают ответы на все вопросы. В случае когда компания, которая делает ремейк фильма, не получает согласия у правообладателя в письменном виде, есть практически стопроцентная вероятность выиграть правообладателем этот иск, потому что получившийся материал будет контрафактным.

Записала Елена РЫЖОВА

"