Posted 26 июня 2007,, 20:00

Published 26 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:42

Updated 8 марта, 08:42

Клеопатра из Швеции

26 июня 2007, 20:00
В последнее время концерты заезжих оперных звезд стали одним из самых модных развлечений московских меломанов. Под занавес этого сезона в Москву приехала меццо-сопрано Катарина Карнеус, желанная гостья «Ковент-Гарден» и «Метрополитен Опера». Москвичи встретили Клеопатру из Швеции более чем благожелательно.

В понедельник любителям хорошего пения пришлось выбирать между двумя концертами на разных площадках. Катарина Карнеус и Национальный филармонический оркестр под управлением шведского дирижера Марии Эклунд выступали в зале им. Чайковского, завершая абонемент «Звезды мировой оперы», а в Большом зале консерватории певица Симона Кермес с французским контртенором Кристофом Дюмо, новосибирским оркестром Musica aeterna и его создателем, дирижером Теодором Курентзисом демонстрировала чудеса музыки барокко. Однако Катарина Карнеус, впервые приехавшая в столицу с «Французской программой» выдержала конкуренцию с ариями Генделя, Вивальди и харизматичностью греческого дирижера: зал был заполнен практически под завязку.

Карнеус не любит превращать свои концерты в шоу и даже обошлась без перемены платьев. Гораздо больший эффект вызвало появление дирижера: яркая блондинка Мария Эклунд вышла на сцену с длинными распущенными волосами, в приталенном фраке и на каблуках, которые скорее мешали управлять оркестром. Эклунд была аспиранткой Геннадия Рождественского и теперь работает дирижером в Симфоническом оркестре России под руководством Вероники Дударовой, продолжая женскую дирижерскую эстафету. Она не в первый раз выступает с русскими музыкантами, но не сразу нашла общий язык с НФОР. Открывшая концерт увертюра к опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини», напоминала тест на совместимость. И только с появлением Карнеус дело пошло на лад.

Певица вырвалась в Москву в промежутке между записью сольного альбома с вокальными циклами Малера и спектаклями на Глайндборнском оперном фестивале, где она дебютирует в роли Брангены в вагнеровской опере «Тристан и Изольда». Карнеус славится легким, подвижным голосом и способностью спеть все, что угодно, – от арий эпохи барокко до современных опер, включая шедевры бельканто. Она, как правило, выбирает самую интеллектуальную и атональную музыку: среди любимых композиторов певицы Шенберг и Берг. Знакомясь с московской публикой, певица решила не отпугивать ее музыкальной заумью и выбрала более привычную для слуха программу со шлягерными Хабанерой и Сегидильей из «Кармен» Бизе. Хотя без редкостей тоже не обошлось.

Одной из них стала драматическая сцена Берлиоза «Смерть» Клеопатры», которую у нас практически не исполняют из-за высокой сложности. В ней композитор со всем пылом романтика живописал последние минуты Клеопатры, покончившей c собой после разгрома войска Антония. В его музыкальной картине собрана целая палитра чувств египетской царицы: гнев, отчаяние, страх смерти и душевное величие. И точно обозначен момент, когда она дает ужалить себя змее. Начать концерт с этой сцены – не простая задача. Но Карнеус блестяще справилась с ней. Оказалось, что кроме красивого и редкого голос у нее настоящий актерский талант. В программку вложили перевод монолога Клеопатры, но никто из зрителей в нее не заглядывал: все чувства царицы отражались на лице певицы. После арий на бис публика не хотела расходиться, а Карнеус и Эклунд пожимали друг другу руки, пренебрегая обычными в таких случаях поцелуями дирижера и певицы.

"