Posted 26 мая 2005,, 20:00

Published 26 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Продажное искусство

Продажное искусство

26 мая 2005, 20:00
Судя по международной ярмарке «Арт-Москва», развернувшейся в эти дни в ЦДХ, дела с современным искусством у нас идут не так плохо. В России наконец-то стал формироваться арт-рынок – появились люди, готовые покупать работы новых художников. Правда, выбор покупателей оказался более чем странным.

За избитым советским лозунгом «искусство принадлежит народу», как теперь уже ясно, скрывалось отчуждение искусства от народа. Народу – значит, никому. Оттого арт-рынок был понятием глубоко чуждым советскому строю. Творцы (члены Союза художников) создавали что-то «вечное» – изначально нацеленное на музеи, тогда как рядовые советские граждане для украшения быта (а потребность эта неистребима) покупали типичный кич и ширпотреб: бархатные коврики, гипсовые рельефы и репродукции Шишкина с Левитаном.

Перестройка изменила только верхи: художественный мир расслоился на «актуальное» искусство и ретроградов, продолжавших культивировать реализм с академизмом (конечно, с поправкой на новые веяния, как у Зураба Церетели). Удивительно, что подо всеми этими арт-катаклизмами не было базиса – людей, готовых покупать современное искусство. Были друзья художников, ставшие их же коллекционерами, были спонсоры, нехотя дававшие деньги на выставки, были, наконец, немногие крохи, перепадавшие от фондов и музеев. Находясь вдали от покупателя, художники сами не слишком о его интересах заботились. Наверное, поэтому лучшее, что породило перестроечное искусство, – это инсталляция (ее классик – Илья Кабаков) и перфоманс (к примеру, человек-собака Олега Кулика), то есть вещи совсем не для дома и не для покупки.

Только сегодня, по признанию кураторов главных московских галерей, начинают появляться конъюнктура арт-рынка и «средний покупатель». Его портрет типичен для любой европейской страны: это человек, способный потратить 2 тысячи долларов на живописную работу или фотографию из новой галерейной коллекции. Это человек, с квартирой после евроремонта, готовый приобрести «нечто стильное», а не арбатско-измайловскую копию Рубенса. По мнению экспертов, главное, что пока отваживаются покупать «средние россияне», – патентованные фотографии. В среднем авторский снимок, например, чрезвычайно модных сейчас Игоря Мухина или Владимира Клавихо стоит порядка одной тысячи долларов. При том успех Мухина – ночная Москва, а Клавихо – модельный глянец, заретушированный под старину.

Случаются, правда, и странные предпочтения. Так, сотрудники галереи «Файн Арт» признавались обозревателю «Новых Известий», что у них буквально «смели» гомоэротические снимки Сержа Головача. Видимо, модная тема нетрадиционной любви тут же поднимает статус коллекционера.

Что касается живописи, дела обстоят сложнее. Не только потому, что она дороже – в среднем картина стоит 2–3 тысячи долларов, но и потому, что отсутствует элементарная культура выбора. В России почти нет того, что на мировом рынке именуется modern art: уже признанный и почти антикварный набор имен второй половины ХХ века (Уорхолл, Лихтенштейн, Шагал). Они слишком дороги (от 10 тысяч долларов). Эту нишу пытаются закрыть отечественные нонконформисты: работы Шемякина и Крапивницкого и Зверева до сих пор самый ходовой товар, цены на который приближаются к 5 тысячам долларов за картину. Среди постперестроечных живописцев популярны Владимир Дубосарский и Александр Виноградов с их полотнами, подражающими сталинскому реализму, и изящный и чрезвычайно плодовитый Константин Батынков (один из «митьков»).

Только сегодня начинают появляться издания, которые хоть как-то ориентируют потенциального покупателя современного искусства. Лондонское издательство выпустило справочник, где попыталось представить реальные цены на российские произведения. Первый блин, конечно, вышел комом: больше половины художников не дали расценки, у других разброс цен оказался слишком велик (Шемякин – от 5 до 20 тысяч долларов), а многие попросту отсутствуют (нет, например, того же Церетели – видимо, его работы бесценны). Впрочем, один верный вывод лондонские эксперты все-таки сделали, заявив во введении, что «многие российские художники не стоят того, что они о себе заявляют». Наверное, это камень в огород Александра Шилова, поклонники которого утверждают, что его картины продаются за сотни тысяч долларов. На самом деле единственная его картина на западном аукционе была продана за 10 тысяч долларов.

"