Posted 25 ноября 2012,, 20:00

Published 25 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:16

Updated 8 марта, 05:16

На пути к победе

На пути к победе

25 ноября 2012, 20:00
В Гатчинском музее-заповеднике проходит экспозиция «1812 год: Путь к победе», организованная совместно с Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка демонстрирует не только эпизоды Отечественной войны 1812 года, но и предшествовавший наполеоновскому вторжению процесс реформирования Р

С легкой руки Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера, а вернее благодаря снятому режиссерами в 1940 году художественному фильму «Суворов», у нескольких поколений советских кинозрителей Гатчинский дворец прочно ассоциировался с конфликтом великого полководца и императора Павла I. Однако непростые отношения, которые и вправду существовали между Александром Васильевичем и Павлом Петровичем, отнюдь не исключали их взаимного уважения. Широко известны и обращенные к полководцу слова императора: «Веди войну по-своему, как умеешь». Гатчина же, получившая в 1796 году волею Павла I статус города, напрямую связана с легендарной боеспособностью Русской армии во время Отечественной войны 1812 года.

В бытность великим князем и в подражание своему отцу Петру III, а также Петру I будущий Император Всероссийский Павел Петрович завел, разместившиеся в Гатчине, потешные войска. К ноябрю 1796 года – времени смерти Екатерины и вступления Павла на престол – эти самые войска насчитывали 2400 солдат всех родов войск. Организация боевой учебы, необходимость того или иного обмундирования определялись Павлом лично, и в дальнейшем именно по образу и подобию Гатчинских войск была реформирована вся Русская армия. Несмотря на то что не все преобразования Павла I можно признать удачными, по мнению военных историков, именно слияние суворовских и павловских традиций обеспечило России победу над Наполеоном.

Образцы военного обмундирования и вооружения представлены в экспозиции щедро. Так, на одном из стендов можно увидеть два кремневых револьвера работы тульского мастера Ивана Полина, которые принадлежали Александру I и находились с ним во время похода 1812 года. На другом – тесак с ножнами, шляпа музыканта, фартук и мундир барабанщика пешей артиллерии гатчинских войск. Помимо «реальных» экспонатов в рамках выставки демонстрируются листы масштабной работы военного историка Александра Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времен до 1855 года», изданной в 1841–1862 годах в Санкт-Петербурге.

После последней перестройки Гатчинского дворца (1840–1850 годы) по личной инициативе Николая I в выходящем окнами на плац зале третьего этажа был создан мемориал героев Отечественной войны 1812 года. Восемь портретов кисти Джорджа Доу – копии тех, что украшали Военную галерею Зимнего дворца, изображали по большей части людей, близких к Николаю I. В нынешней экспозиции к ним добавлены полотна художника-баталиста Адольфа Шарлеманя с эпизодами знаменитого итальянско-швейцарского похода Александра Суворова. А также портреты и литографии: Фридриха II и Павла I, фельдмаршала Кутузова и великого реформатора отечественной артиллерии графа Аракчеева. И даже немецкой принцессы Марианны Прусской – главной соратницы прусской королевы Луизы в «партии войны», выступавшей за непримиримую войну с Наполеоном и активно призывавшей прусских девушек и женщин сдать свои украшения на нужды воюющей армии.

"