Posted 25 сентября 2003,, 20:00

Published 25 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Рядовое самоубийство

Рядовое самоубийство

25 сентября 2003, 20:00
На российской премьере фильма «Нашествие варваров», который на последнем Каннском фестивале получил премии за сценарий и лучшую женскую роль, будет присутствовать сам режиссер и сценарист Дени Аркан.

Мировую известность канадскому режиссеру Дени Аркану принес фильм «Закат американской империи» (1986) про милейших молодых интеллектуалов из Квебека, которые в беззаботные шестидесятые пили вино, радовались жизни и болтали на разные, не всегда разрешенные темы. Со времени «Заката» прошло семнадцать лет, и Аркан, сам бунтарь-шестидесятник, решил собрать ту чудесную компанию снова – уже в другом времени, в другом мире и в других, весьма печальных, обстоятельствах.

У Рэми, главного героя картины, обнаружен рак – жить ему остается полтора-два месяца. Его бывшая жена (одна из многих) вызывает к постели умирающего их сына, отношения с которым у отца давно разладились. Сын – типичный представитель нового «варварского» времени – преуспевающий биржевой маклер: никакого бестолкового идеализма, никакой лирики и романтики. Он циничен и расчетлив, его интересует только доходность бизнеса, словом, папаша недоволен. Но именно деньги Себастьяна скрашивают родителю последние деньки. Чтобы сделать их комфортнее, сын ремонтирует целый этаж госпиталя, а потом и вовсе перевозит папу на роскошную виллу. Там он собирает всех его друзей, знакомых, жен, любовниц (причем некоторым из них оплачивает труды), после чего находит молоденькую драгдилершу, которая исправно поставляет Рэми героиновое обезболивающее. От добровольной передозировки героина наш герой и отойдет в мир иной.

В своих прежних фильмах, которые многие даже укладывают в трилогию – «Закат американской империи», «Иисус из Монреаля», «Любовь и бренные останки» – Аркан как будто следил за постепенной переориентацией общества, за изменениями культурных, семейных, религиозных ценностей, всегда иронизируя и ерничая над социальными переменами. И вот теперь «Нашествие варваров» – практики оттеснили лириков, и те превратились в жалких нелепых стариков, чья романтика утратила даже внешнюю привлекательность. На смену старой культуре пришла новая, варварская по определению (хотя «варвары» у Аркана на деле оказываются не разрушителями, а скорее созидателями). История закольцована: империи должны рушиться ради нового возрождения, и эта новая культура когда-нибудь будет уничтожена новыми варварами ради нового Ренессанса. Если все не будет уничтожено настоящей угрозой – терроризмом, на что в своем фильме Аркан тоже недвусмысленно намекает.

Кстати, «Нашествие варваров» оказалось единственным фильмом из конкурса Каннского фестиваля этого года, который приобрела для проката в Америке кинокомпания Miramax, причем приобрела за небывалую сумму – полтора миллиона долларов.



"