Posted 24 сентября 2003,, 20:00

Published 24 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Жизнь, как она есть

Жизнь, как она есть

24 сентября 2003, 20:00
Спектакль «Северный квартал», который недавно показал на фестивале «Новая драма» французский театр Шимен, состоит из десятка интервью. Их взяла актриса Лоранс Феврие у разных обитателей Северного квартала Парижа. Фрагмент, привезенный в Москву, называется «Актриса».

Это не спектакль в привычном смысле. Здесь нет пьесы, рассказывающей историю о вымышленных героях. Нет декораций, дающих образ пространства, в котором происходит действие. Нет актеров, играющих роли. Есть только одна актриса (Брижит Дюжардан). Но она не играет, а просто стоит у стола, на котором лежат какие-то бумаги, и произносит монолог, сделанный на основе подлинного интервью, взятого у другой, реальной актрисы. В этом интервью рассказывается о жизни Северного квартала французской столицы. Эта техника создания текста на основе подлинной речи реального человека называется «вербатим», что в переводе означает «дословно». Рядом с актрисой сидит другая женщина – спиной к публике, она так ни разу и не обернется на зал. Это автор спектакля Лоранс Феврие.

Слушать рассказ актрисы очень интересно. Хотя театральной игры здесь никакой нет, актриса в своем монологе словно набрасывает некий эскиз художественного образа, который постепенно выстраивается из мелких, на первый взгляд незначительных деталей. Постепенно становится понятным, что актриса живет одна, не слишком много зарабатывает и не может себе позволить снять квартиру в более дорогом районе. Она выбирает этот потому, что находит дом с удобной парковкой, потому, что в квартире, которую она себе присмотрела, есть балкон. Актриса говорит, что всю жизнь мечтала завести кошек. Кошки будут гулять на балконе. Вот, собственно, и все, что мы узнаем о ней самой. Гораздо более интересен рассказ о жизни квартала и его обитателей.

А обитают здесь арабы и негры – маргиналы и иммигранты. Торговля наркотиками, игра в карты прямо на улицах, криминальные потасовки – вот приметы этой жизни, которую не назовешь благополучной. Актриса, поселившаяся здесь, вынуждена каждый день сталкиваться с вещами, достаточно для себя неприятными: то к ней подходят девушки и приставляют бритву к горлу, то пристает некий сомнительного вида джентльмен. Но героиня интервью не жалуется. Она просто рассказывает обо всем этом как о чем-то обыденном и привычном.

В сущности, исповедь актрисы – это некий социологический очерк. Такой документальный подход к театральным сюжетам – своеобразная мода, которая пришла в последние годы из Британии. Эта тенденция связана с поисками некоей новой правды о мире и человеке. И является реакцией на то искусство, которое оперирует занимательными, острыми сюжетами, вымышленными ситуациями и героями. Мир, увиденный глазами новых драматургов-документалистов, открывает свои новые грани. Пусть на сценической площадке он выглядит часто неприглядным, некрасивым и даже страшным. Но он такой, какой есть.

"