Posted 24 августа 2005,, 20:00

Published 24 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Кинорежиссер Георгий Данелия

Кинорежиссер Георгий Данелия

24 августа 2005, 20:00
Выдающемуся кинорежиссеру, создателю незабываемых фильмов «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Не горюй!», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза», «Афоня», сегодня исполняется три четверти века. Несмотря на понятную задерганность перед торжеством, юбиляр согласился ответить на вопросы «Новых Известий», причем сделал это в присуще

– Георгий Николаевич, с семидесятипятилетием вас!

– Спасибо.

– На сколько лет вы себя ощущаете?

– Лет примерно на двести.

– Почему?

– Потому что меня уже замучили этим юбилеем. Я бы предпочел, чтобы после семидесяти четырех лет мне сразу исполнилось семьдесят шесть. Тогда я сейчас чувствовал бы себя лет на пятьдесят.

– Как вы будете отмечать торжественную дату?

– Буйно.

– Ожидается большой сбор гостей?

– Так мне говорят.

– А как вы встречали полвека и четверть века?

– Двадцать пять лет мне исполнилось в поезде. А пятидесятилетие пришлось на сороковой день после смерти матери.

– Каким было самое первое памятное событие вашей жизни?

– Когда в шесть лет меня приняли в Дом пионеров. После него было много других событий, но это до сих пор остается самым ярким.

– В своих записях я обнаружил историю про вас и Михаила Ромма, у которого вы учились. Можно я вам ее прочту?

– Давайте.

Такие люди, как Данелия, прославляют республику (кадр из фильма «Мимино»).

– «Ромм дает свеженабранным студентам задание: «В эпизоде фильма мужчина и женщина приходят в гости. Как показать, что это муж и жена?» Он спрашивает у нее: «Где мои очки?» – говорит один студент.

– А если без слов?

– Она ему поправляет галстук, – говорит другой студент.

– Может, это его любовница, – возражает мастер.

– Он лезет в ее сумочку, достает платок, сморкается и кладет обратно, – говорит третий студент.

– Вот это другое дело, – говорит Ромм. – Как ваша фамилия?

– Данелия...» Было такое?


– Похоже на анекдот... Я бы не мог взять у своей жены платок и высморкаться в него.

– Но придумать такой жест для персонажа могли бы?

– Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Пусть так и остается анекдотом.

– Я всегда поражался вашему спокойствию. Перед тем как что-то сказать, вы обычно берете паузу, а между предложениями как бы ставите многоточие.

– Это когда нет причин волноваться.

– А когда они есть?

– Об этом лучше спросить тех, с кем я работал.

– Спрашивал. Не сознаются.

– То, что меня действительно волнует, – это здоровье моих близких и мои фильмы. Иногда на съемках я так матерюсь, что в конце съемочного дня встаю на колени и извиняюсь перед группой за то, что сорвался.

– Как вы стали комедиографом? По вашим первым фильмам вряд ли кто догадался бы, что у вас есть комедийный дар...

– Мне кажется, я им так и не стал. Но секрет вам выдам. Просто в советское время на комедии отпускали больше пленки, чем на драмы. На драмы давали в семь раз больше, а на комедии – в десять. И я решил, что выгоднее называть свои фильмы комедиями – можно делать больше дублей. Но это комедии с оговорками – «лирическая комедия», «печальная комедия», «трагикомедия».

– Тем не менее считается, что вы замыкаете ряд выдающихся российских комедиографов: Протазанов, Александров, Пырьев, Гайдай, Рязанов... Кто из них вам ближе?

– Чаплин. Но я ценю и других.

– Вы прожили семь с половиной десятилетий. Менялись власти, менялись времена. Какие из них были самыми тяжелыми?

– Все они были и тяжелые, и веселые. Трагедия в моей жизни была одна – гибель моего сына Коли. По сравнению с этим все остальное, и кто там у власти, Сталин, Хрущев или Ельцин, – не имеет значения.

– Как вы смотрите в будущее – с оптимизмом или с пессимизмом?

– Конечно, с оптимизмом. Я уже подобрал себе место на кладбище. Но перед тем, как туда отправиться, собираюсь кое-что сделать в кино.

– Разве вы не говорили, что оно вам надоело?

– Я говорил, что мне надоело игровое кино.

– Неужели вы решили заняться анимацией? Что же это будет?

– Полнометражная джазовая импровизация по мотивам «Кин-дза-дзы».

– И когда вы думаете ее закончить?

– Торопиться я не намерен. Дело в том, что я до сих пор еще ни разу не умер, пока не закончил картины. Так что года три протяну.

– Тяжелая предстоит работа?

– А у меня других не бывает.

– Да? А кажется, будто вы снимаете так же легко, как импровизирует джазмен...

– Это хорошо, если так кажется. Но чтобы так казалось, нужно потратить много труда.



Из записок Георгия Данелии

ОБ ИТАЛИИ:
«В Риме вещи дешевые, а еда дорогая. В харчевне две порции спагетти стоят столько же, сколько пара обуви. Съел полтарелки макарон и думаешь – вот каблук и подметку съел... Съел еще – а вот уже кожаный ботинок проглотил... А все хотят что-то купить...»

О КУБЕ:
«Был 1961 год. Из Гаваны только что ушли американцы, но все приметы их образа жизни остались – шикарные автомобили, витрины, рекламные щиты, рестораны, казино, отели, сервис, меню, музыканты, танцовщицы, проститутки...
В следующий раз я попал на Кубу через двадцать лет. Ржавые машины, обшарпанные отели и пустые магазины. Мы тогда говорили, что у нас в магазинах ничего нет, – и были не правы. Хотя бы веревка, мыло, гвозди – но что-то обязательно было. А вот на Кубе в магазинах действительно ничего не было. Ничего – кроме продавца.
Но люди такие же приветливые и жизнерадостные».

О СЦЕНАРИЯХ:
«Сначала сценарий должен был принять редактор объединения, потом редколлегия объединения, куда входили штатные и внештатные редакторы, потом худсовет объединения – все те же редакторы плюс режиссеры, сценаристы и парторг, потом редколлегия «Мосфильма», потом главный редактор «Мосфильма», потом директор «Мосфильма». И потом сценарий отправляли в Госкино. Там его читал редактор, курирующий студию «Мосфильм», и представлял на редколлегию Госкино. Потом его читал главный редактор Госкино и представлял министру или, в крайнем случае, заместителю министра. И только после всего этого пути фильм запускали (или не запускали) в производство. На любом этапе могли сделать замечания, и авторы обязаны были их учесть. Готовый фильм принимали по такому же пути, но только его еще отсылали на консультацию в ЦК, в ГлавПУР (Главное политическое управление армии) и «причастному» ведомству: если фильм о плотнике, то министру строительства, если о деревенском вертолетчике – министру авиации и т.д. Между прочим. Как-то в Западном Берлине немецкий прокатчик, купивший картину Меньшова «Москва слезам не верит», похвастался мне, что в Германии за месяц уже посмотрели фильм сто тысяч зрителей. Я ему сказал, что столько людей у нас только принимают фильм».

О ЛИЧНОМ:
«Я был женат три раза. На Ирине, на Любе и на Гале. На Гале женился недавно – лет двадцать тому назад.
Я любил, и меня любили.
Я уходил, и от меня уходили.
Это все, что я могу сказать о своей личной жизни».


Справка «НИ»

Георгий ДАНЕЛИЯ родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. В 1955 году окончил Московский архитектурный институт, в 1959-м – Высшие режиссерские курсы. В качестве дипломной работы снял короткометражный фильм «Тоже люди» по отрывку из романа Льва Толстого «Война и мир». В 1960 году вместе с Игорем Таланкиным по собственному сценарию поставил фильм «Сережа», который завоевал главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах. Последующие работы режиссера – «Путь к причалу» (1962), «Я шагаю по Москве» (1964), «Тридцать три» (1966). В 1969 году в советском прокате появляется его картина «Не горюй!», которая является вольной интерпретацией романа «Мой дядя Бенжамен» французского писателя Клода Тилье. Среди наиболее известных и любимых зрителями работ Данелии – «Афоня» (1975), «Мимино» (1978), «Осенний марафон» (1979). В 1980–1990-х годах Данелия снял картины «Слезы капали» (1982), «Кин-дза-дза» (1986), «Паспорт» (1990), «Настя» (1993) и «Орел и решка» (1995). В 2000 году, после долгого перерыва, режиссер поставил комедийную ленту «Фортуна», главную роль в которой исполнил Вахтанг Кикабидзе. Георгий Данелия является автором или соавтором большинства сценариев своих фильмов.

"