Posted 24 июля 2003,, 20:00

Published 24 июля 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Фонд «в законе»

Фонд «в законе»

24 июля 2003, 20:00
Владимир Путин поддержал идею создания

Потребовалось целых 3 года, чтобы идея советника президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова осуществилась. Вчера Владимир Путин во время встречи с вице-премьером РФ Алексеем Кудриным заявил о том, что стабилизационный фонд – это «фонд будущих поколений» и он стране необходим.

По словам Кудрина, осенью правительство вместе с проектом бюджета 2004 года внесет в Госдуму поправки к Бюджетному кодексу, где будут прописаны функции нового финансового института. На самом деле, стабилизационный фонд в России существует уже несколько лет в виде финансового резерва правительства. Средства, которые не задействованы в бюджетных расходах, Минфин держит на счетах Центробанка и распоряжается ими по своему усмотрению. Такое «самоуправство» до сих пор было возможно потому, что статус этого резерва до сих пор законодательно не подтвержден. Подобная ситуация не раз провоцировала серьезные разногласия между правительством и депутатами.

Теперь положение может кардинально измениться. Как заявил «Новым Известиям» один из главных критиков нелегитимного существования стабилизационного фонда, зампред думского комитета по бюджету и налогам Михаил Задорнов, он и не надеялся, что правительство внесет поправки в Бюджетный кодекс так быстро. Задорнов ожидал, что это произойдет не раньше 2005 года. По словам Михаила Задорнова, в концепции стабилизационного фонда есть ряд положений, против которых Госдума не возражает. Например, нет разногласий по одному из главных вопросов – что должно стать источником формирования стабфонда. Собственно, источников будет два: экспортные пошлины на энергоносители и налог на добычу полезных ископаемых.

Депутаты согласны и с механизмом формирования фонда, в него напрямую должны поступать доходы от продажи нефти в том случае, когда цены на нефть превышают показатель, заложенный в бюджете. В бюджете 2004 года правительство предлагает установить эту планку в 20 долл. за баррель, депутаты – 17,5 – 19 долл. Но Михаил Задорнов полагает, что компромисс по этому вопросу найти будет не очень сложно.

Вот в чем найти компромисс будет трудно, так это в процедуре создания фонда. Правительство хочет законодательно определить лишь общие принципы его функционирования, думцы же намерены детально прописать, как он будет создаваться, куда уйдут деньги и пр. Минфин исходит из того, что сначала следует накопить деньги, а только затем их начать тратить. Причем речь идет о весьма солидной сумме. Минфин хочет накопить в стабфонде примерно 25 млрд. долл. (7% от ВВП). Это означает, что по сравнению с нынешним финрезервом размер стабилизационного фонда будет увеличен как минимум в 2 раза. Михаил Задорнов считает такую позицию перестраховкой и говорит, что накопленный к сегодняшнему дню объем средств позволяет в случае необходимости их задействовать.

Резко отрицательно Госдума относится и к ограничениям его максимального размера. По словам Задорнова, есть страны, например, Норвегия, где денег в стабилизационном фонде больше, чем в годовом бюджете. Правительству осенью придется спорить с депутатами и по поводу того, где хранить деньги фонда? Депутаты настаивают на открытии отдельного счета в ЦБ, что позволит отделить процедуру использования этих средств от расходов бюджета.

Впрочем, все это детали. Жизнь показала, что правительство умеет договариваться с Думой практически по любому вопросу. Алексей Кудрин добился главного – получил одобрение Владимира Путина. Более того, президент назвал стабфонд «фондом будущих поколений, которые существуют в ряде стран». Трудно представить, что в Думе найдется много желающих эту идею оспорить.

"