Posted 23 декабря 2003,, 21:00

Published 23 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Эпоха возвращения

Эпоха возвращения

23 декабря 2003, 21:00
В уходящем, 2003 году установлен абсолютный рекорд за всю историю российского кино: в производство запущено 120 картин, из них 46 – дебютные, 75 фильмов вышли на экраны. Этот год примечателен еще и тем, что он знаменует собой начало интеграции России в мировое кинопространство. Правда, несмотря на ощутимые успехи, отеч

Продолжительная овация, устроенная Андрею Звягинцеву во Дворце Венецианского кинофестиваля, и два «Золотых Льва» не только прославили на весь мир создателя «Возвращения», но и неожиданно подняли давно утерянный престиж российского кино. Помимо двух Львов «Возвращение» получило в Венеции премию Луиджи де Лаурентиса, премию Серджио Трассати и премию SIGNIS, а также премию Европейской киноакадемии, премию фестиваля в Любляне, приз ФИПРЕССИ (приз международной кинокритики) в Салониках. Кроме того, фильм участвовал в фестивале в Локарно и был номинирован от России на «Золотой глобус» (премию иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде).

Но «Возвращение» – главное, но далеко не единственное наше достижение в этом году. О нашем кинопрорыве нельзя было бы говорить, не будь других побед. В конкурсе короткометражек в Венеции победила «Нефть» Мурада Ибрагимбекова. Дебют Алексея Германа-младшего «Последний поезд» удостоился в той же Венеции «специального упоминания жюри», а также взял Главный приз на фестивале в Салониках. Гран-при Роттердамского смотра получила Лариса Садилова за фильм «С любовью, Лиля!». «Отец и сын» Александра Сокурова на равных соревновался с лучшими американскими и европейскими лентами в Каннском конкурсе.

В Берлине были успешно представлены «Гололед» Михаила Брашинского, «Шик» Бахтиера Худойназарова и еще несколько фильмов в специальной «русской программе». «Шик» получил две награды фестиваля в Токио. «Старухи» Геннадия Сидорова ездили в Сан-Себастьян, в Торонто был показан «Коктебель» Бориса Хлебникова–Алексея Попогребского, в Котбусе – «Правда о Щелпах» Алексея Мурадова, множество фестивальных призов собрала «Бабуся» Лидии Бобровой.

В тени фестивальных триумфов осталась другая сторона процесса интеграции отечественной киноиндустрии в мировую – расширилось совместное с другими странами кинопроизводство. И хотя количество копродукционных проектов несравнимо с советским периодом, процесс, как говорится, пошел. Он может пойти еще быстрее, но это зависит, как это ни странно звучит для простого зрителя, от государства. «Для того чтобы увеличить количество копродукции, необходимо восстановить все межправительственные соглашения в области совместного кинопроизводства, – говорит в интервью «Новым Известиям» продюсер киностудии «12А» Александр Михайлов. – Действующих соглашений почти не осталось, за исключением небольшого количества стран. Но в кино и так достаточно проблем, чтобы преодолевать еще и эти дополнительные трудности. Это ведь связано с таможней, с Минфином. Я знаю, что Госкино бьется и не может подписать болгарское соглашение – Минфин заворачивает, а итальянское соглашение несколько лет находилось на согласовании во всяких министерствах, испанское – тоже. А вот с Латинской Америкой, Китаем и Японией мы не можем работать, потому что этих соглашений вообще нет. Единственное, что нам позволяет вступать в копродукцию, – это Европейская конвенция, по условиям которой требуется сотрудничество не менее 3-х европейских стран».

Стоит сказать, что за 15 лет своего существования киностудия «12А» сделала около 20 фильмов с разными странами, среди которых «За что?» польского классика Ежи Кавалеровича, «Простодушный» Евгения Гинзбурга, «Золотое дно» Марека Новицки. Самый масштабный на сегодняшний день проект студии – «Чемоданы Тульса Лупера» Питера Гринуэя. Россия участвует в этой картине на равных правах с семью европейскими странами: Великобританией, Люксембургом, Италией, Испанией, Венгрией, Голландией и Германией. И, как утверждает Александр Михайлов, Россия – единственный участник проекта, работа которого не вызвала никаких нареканий.

Более чем удачно сложились в этом году отношения с Германией, где наша Чулпан Хаматова стала настоящей звездой, сыграв главные роли в «Викторе Фогеле – короле рекламы» и прокатном хите «Гудбай, Ленин!». Актеры Анна Яновская из ТЮЗа и ленкомовец Сергей Фролов блестяще снялись в картине «Дальний свет» про нелегальных эмигрантов, которые перебираются из Польши в Германию. Фильм участвовал в конкурсе Берлинского фестиваля. Елена Панова из «Табакерки» сыграла главную роль из ролей в картине «Березина» Даниэля Шмида. А известный немецкий режиссер Оливер Хиршбигель («Эксперимент») оккупировал летом Санкт-Петербург, где проводились съемки его картины «Закат» о последних днях Третьего рейха. Ветераны блокады пикетировали съемочную площадку и осыпали Хиршбигеля оскорблениями, зато 4 с лишним тысячи человек массовки получили неплохую прибавку в семейный бюджет, несколько неизвестных питерских актеров – работу, а «Ленфильм» – возможность задействовать свои производственные мощности. К тому же после съемок на улице Шкапина, которая, по словам Хиршбигеля, оказалась лучшей декорацией разгромленного Берлина, пристыженные власти Петербурга приняли решение отреставрировать весь этот микрорайон.

Впервые в этом году Россия установила киносвязь с Австрией– совместный российско-австрийский фильм «Рагин» (экранизация «Палаты номер 6» Чехова) снимает театральный режиссер Кирилл Серебренников. Австрийский партнер проекта – «Дорфильм» – в мире более чем известен: эта компания сняла почти все фильмы с Клаусом Мария Брандауэром, несколько лент Иштвана Сабо и «Пианистку» Михаэля Ханеке. Доля участия Австрии – 1 миллион долларов.

Несмотря на эти очевидные успехи, самое важное достижение этого года – заметное увеличение прокатных сборов отечественного кино – является и главным разочарованием. По предварительным подсчетам годовая отечественная касса подберется к планке 200 млн. долларов. Это гигантский прирост по сравнению с прошлым годом, когда наше кино заработало 115 млн. долларов. Впервые в истории нового российского проката наш фильм –второй «Антикиллер» – собрал больше двух миллионов долларов. Малобюджетный «Бумер» получил 1 млн. 600 тыс. И хотя эти цифры ни в какое сравнение не идут с 13-миллионными сборами фильма «Терминатор: Бунт машин» (рекордсмен года), в прошлом году о такой кассе в России никто не мог и мечтать.

Однако, как утверждает в интервью «Новым Известиям» социолог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, пропорционально объем сборов русского кино не увеличился: если общий доход от проката вырос на 80%, то у нашего кино как было 6% в прошлом году, так и осталось. А если учитывать, что фильмов в 2003-м снято ровно в два раза больше, чем в 2002-м,– гордиться особенно нечем. В прокатную топ-сотню вошли 7 российских картин – «Антикиллер-2», «Бумер», «Возвращение», «Даже не думай», «Благословите женщину», «Прогулка» и «Небо. Самолет. Девушка», но только «Бумер» и «Возвращение» вернули деньги, затраченные на производство.

В основном же отечественное кино продолжает оставаться убыточным. «Роста русского кино нет, потому что наши кинематографисты не научились ориентироваться на перспективную аудиторию, то есть на тех, кто ходит в кинотеатры. Они работают на тех, кто смотрит телевизор», – считает Даниил Дондурей. И все же 2-миллионные сборы, наверное, справедливо считать доказательством того, что на отечественное кино есть спрос. В следующем году Министерство культуры обещает запустить в производство 57 полнометражных картин, то есть по объему производства мы выйдем на уровень лучших советских лет. Нерешенной остается одна, самая болезненная проблема – кинопрокат. Очевидно, что грандиозный проект «Роскинопроката» по строительству прокатной сети по всей России не будет осуществлен еще несколько лет. А пока не будет рынка сбыта, количество товара не имеет значения.

"