Posted 23 октября 2006,, 20:00

Published 23 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:58

Updated 8 марта, 08:58

Страсть в ритме бадминтона

Страсть в ритме бадминтона

23 октября 2006, 20:00
В Москву впервые приехал знаменитый американский театр The Wooster group. Его основательница и бессменная руководительница Элизабет Ле Компт показала в российской столице свою радикальную версию классической «Федры» Расина. Американский театр продемонстрировал высокую технологичность используемых мультимедийных средств

Можно только догадываться, какое впечатление произвели бы гастроли театра The Wooster group в середине 70-х, во время, когда этот радикальный и технологически продвинутый театр только образовался. Как были бы восприняты на сцене экраны, тогда впервые примененные Тhe Wooster group? В постановке «Тебе, Воланчик!» («Федра») их с полдесятка: телевизор с изображением рыжекудрой женщины, весь спектакль надменно наблюдающей за происходящим. Передвижные плоские экраны в разные моменты закрывающие часть тела актеров (ты видишь, скажем, голову и туловище, а на экране – игра ног). Но экраны давно стали расхожим приемом.

Сейчас надо делать усилие, чтобы напоминать себе, что перед тобой не надоевшие копии, но первоисточник. Ничто не стареет так быстро, как технологии. Какое-нибудь расшитое полотенце или скатерка будет передаваться от бабушки к внучке. Но представьте себе переданный от дедушки внуку катушечный магнитофон.

Версия расиновской «Федры», сделанная для Wooster group Полом Шмидтом, хранит «технологические театральные радости» конца прошлого века. Тогда казалось, что найди непривычное пространство для классической истории и подбери верный эпитет к герою мифа – и все в порядке.

Действие «Тебе, Воланчик!» («Федра») разворачивается в стерильном больничном пространстве. Скользят прозрачные панели (иногда в их зеркальную плоскость с размаху врезаются герои), мерцают мониторы, там и сям разбросаны устрашающие каталки и инвалидные кресла со сложной аппаратурой клизм и проводов. Мускулистые девушки-сиделки привычно усаживают скорбную царицу на такое кресло, делают клизму, уносят утку. Ослабевшая от злоупотребления клизмами Федра не может ходить, пользуясь костылями-подпорами. Девушки-сиделки привычно вдвоем поднимают и укладывают на переносную кушетку вернувшегося Тезея, проводят лечебный массаж. Ипполит предпочитает физические упражнения и ванны.

Страсть Федры в версии Пола Шмидта рождается прежде всего странной гигиеной ее времени. Отсутствие нижнего белья на ней самой и на Ипполите в его короткой юбочке питает и раздражает ее любовную горячку. Объясняясь в любви к пасынку, огражденному от ее домогательств только белой марлевой тряпочкой на причинном месте, Федра буквально лезет ему в самое интимное место, оказавшееся так соблазнительно доступным. И так и ждешь, что Ипполит обвинит мачеху в sexual harassment.

Болезненность любовной страсти в американской версии противопоставлена здоровому образу жизни – занятиям спортом. Федра страдает и слабеет на врачебном кресле, Ипполит качает торс, тренируясь в бадминтон. Спортивные термины, взятые из «Правил игры в бадминтон», мало отличаются от свободно пересказанных текстовых фрагментов Еврипида и Расина. Объяснения персонажей идут в ритме свистящих перебросок воланчика: удар – удар – удар – падение.

В финале все неудачливые игроки дисквалифицированы. Федра принимает смерть от отравленной клизмы, ее служанка топится в унитазе. О кончине Ипполита повествует Терамен. И напрасно Тезей пытается оспорить счет финала.

"