Posted 23 сентября 2009,, 20:00

Published 23 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Смерть на карнавале

Смерть на карнавале

23 сентября 2009, 20:00
Фестиваль «Территория» завершился спектаклем «Дикая темнота» итальянского режиссера Пиппо Дельбоно. В последний раз он показывал свои работы в Москве лет восемь назад, в рамках Всемирной театральной олимпиады. В то время режиссер протестовал против жестокого обращения с беженцами. Теперь в «Дикой темноте» он пытается з

Несмотря на название «Дикая темнота», героев Пиппо Дельбоно все время окружает яркий, режущий глаза свет. Они пациенты клиники, в которой оказался герой романа американского писателя Гарольда Бродки «Эта дикая темнота». Автобиографический роман, рассказывающий о последних днях человека, умирающего от СПИДа, вдохновил режиссера на создание спектакля. Ее странные герои обитают в стерильно-белом пространстве, похожем на коробку без окон. Они одеты в костюмы разных эпох – от античной туники до венецианского камзола.

Среди них есть санитары в белых комбинезонах и прозрачных масках. Есть больные – люди с ограниченными возможностями, девушка без ног в инвалидной коляске (одета в ярко-красное платье и такого же цвета парик) и бомжи. Однако тема болезни и больницы быстро уходит на второй план. Ведь Пиппо Дельбоно, протестуя против какой-нибудь очередной несправедливости или заостряя внимание зрителей на какой-нибудь проблеме, всегда выбирает для своих спектаклей форму кабаре или эстрадного ревю.

В программу представления, устроенного режиссером, включены номера разговорного жанра: одна американка итальянского происхождения рассказывает о своей «шведской семье», другая пересказывает газетные объявления о сексуальных услугах. Третья жалуется: ее возбуждают только незнакомые мужчины, но ведь в наше время такие связи опасны. Присутствуют в ней музыкальные и танцевальные номера. Интереснее всего получается танцевальное соло самого режиссера и «вокальный номер» под фонограмму одного из хитов Франка Синатры в исполнении очень худого, полуобнаженного актера. (Дельбоно нашел его умирающим на улице и принял в свою труппу). На сцене не раз появляются еще два постоянных участника труппы итальянца: маленький старичок Бобо, страдающий душевной болезнью, и человек с синдромом Дауна.

Остальные герои похожи на реальных людей и одновременно на призраков, возникших в чьем-то ночном кошмаре. Они ходят, танцуют или говорят под музыку разных стилей и эпох – от ораторий Баха до фрагментов из саунд-трека к фильму «Любовное настроение» Вонга Карвая. В кульминационной сцене спектакля все они, надев причудливые костюмы, проходят по сцене друг за другом, как участники показа мод или карнавального шествия.

При чем же тут СПИД, спросите вы. В сущности, ни при чем. Просто Дельбоно, развивая какую-нибудь тему, дает волю собственной режиссерской фантазии. И она уводит его в такие дали, из которых практически невозможно вернуться к исходной точке. Один причудливый образ на сцене сменяется другим. Сентиментальные картинки чередуются с агрессивными. И кажется, что спектакль может длиться несколько часов, а то и сутки. Единственный способ его остановить, поставить жирную, режиссерскую точку. Именно это и делает Дельбоно: на сцене появляется стол, изображающий катафалк, и заплаканные люди в траурных одеждах. Герой умер – значит, представление окончено.

"