Posted 24 августа 2019,, 12:57

Published 24 августа 2019,, 12:57

Modified 7 марта, 15:38

Updated 7 марта, 15:38

Кинокритики из 52 стран выбрали 10 лучших комедий всех времен и народов

Кинокритики из 52 стран выбрали 10 лучших комедий всех времен и народов

24 августа 2019, 12:57
Комедии редко получают Оскара – критики решили восстановить справедливость

Всем известно, что комедии обычно не удостаиваются внимания оскаровских киноакадемиков. Из 89 обладателей "Оскара" в номинации «Лучший фильм» лишь семь могут по-настоящему считаться комедиями:

"Это случилось однажды ночью" (1934)

"С собой не унесёшь" (1938)

"Вокруг света за 80 дней" (1956)

"Квартира" (1960)

"Том Джонс" (1963)

"Энни Холл" (1977)

"Бёрдмэн" (2014)

Именно поэтому BBC Culture решила восстановить справедливость и всерьез взяться за кинокомедии.

Сказано-сделано. Отобрали 253 кинокритиков - 118 женщин и 135 мужчин из 52 стран и задали им один-единственный вопрос: какие десять комедий вы считаете лучшими за всю историю существования кино?

Кроме того, Би-би-си попросила кинокритиков назвать самый смешной фильм всех времени и народов.

Причем можно было выбирать фильмы любых стран и любого года производства. При этом организаторы не стали уточнять значение термина "комедия" - оставив выбор на усмотрение участников опроса. К тому же экспертов попросили "голосовать сердцем", основываясь на личных эмоциях, а не на соображениях идеального кино или "значения для мировой культуры".

И вот что получилось: помимо результатов опрос вскрыл интересные закономерности. Так, например, вкусы мужской и женской аудиторий очень схожи, но при этом имеются и различия: намного больше женщин проголосовало за "Бестолковых" (1995), в то время как "Зверинец" (1978) - типично мужской выбор.

Опрос показал, что язык комедии не универсален: то, что кажется смешным на английском языке, зачастую не сохраняется при переводе, а жители разных стран по-разному понимают одни и те же шутки.

Если бы опрос ограничивался критиками из США и Канады, то хит-парад возглавили бы совершенно другие фильмы.

Так, например, "В джазе только девушки" стал безоговорочным лидером опроса благодаря критикам из Европы, Восточной Азии и Латинской Америки.

Именно его назвали лучшей комедией всех времен и народов. Но, как пишет кинообозреватель Guardian Николас Барбер, по нынешним временам шедевр Билли Уайлдера 1959 года с шутками про переодевание мужчин в женщин, смотрится не вполне уместно. Ну, это для Америки: для нас сгодится.

Итак, вот окончательный список: возможно, выбор критиков расширит ваши киноманские предпочтения.

Список начинается снизу, как принято в США и Европе:

Паровоз Генерал (Клайд Брукман и Бастер Китон, 1926)

  1. Это — Spinal Tap (Роб Райнер, 1984)
  2. Время развлечений (Жак Тати, 1967)
  3. Аэроплан! (Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер, 1980)
  4. Жизнь Брайана по Монти Пайтон (Терри Джонс, 1979)
  5. Утиный суп (Лео Маккэри, 1933)
  6. День сурка (Гарольд Рамис, 1993)
  7. Энни Холл (Вуди Аллен, 1977)
  8. Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу (Стэнли Кубрик, 1964)
  9. В джазе только девушки (Билли Уайлдер, 1959)

PS Комментарий обозревателя «Новых известий», кинокритика Диляры Тасбулатовой:

Хороший список: радует, что критики не забыли, кто такой Бастер Китон, хотя работал он на заре кинематографа; не забыли и великого Жака Тати (кстати, русского по происхождению, настоящая фамилия Татищев); что без внимания не остались братья Маркс, не известные широкой российской публике, с их шедевром абсурда «Утиный суп»; правда, «Энни Холл» и особенно «Доктор Стрейнджлав» - «комедии» весьма условные.

Ну и , повторюсь, очень радует то, что первый в списке - Билли Уайлдер, величайший из величайших, над которым время не властно.

Да и весь список лучшей десятки вполне, как говорят социологи, репрезентативный: то есть отражает этапы развития кинематографа и даже, скажем так, «типы юмора».

Когда голосуют исключительно американские критики, списки выглядят совсем по-другому: видимо, они просто плохо знают европейское кино. Недаром главред Hollywood reporter (его американской версии) в первый раз слышал о Зайдле и Триере. Не знаю, не успела спросить, может, он и Бергмана не знает.

"