Posted 23 августа 2011,, 20:00

Published 23 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:03

Updated 8 марта, 06:03

Любовь невпопад

Любовь невпопад

23 августа 2011, 20:00
В рамках финского фестиваля Stage состоялась премьера спектакля «В Париже» по одноименному рассказу Ивана Бунина из цикла «Темные аллеи». Спектакль – плод совместных усилий Лаборатории Дмитрия Крымова и Baryshnikov Art Center, родившийся по заказу фестиваля. Главные роли исполнили известный артист балета Михаил Барышни

Вслед за недавней московской премьерой «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...» Дмитрий Крымов вновь обратился к «Темным аллеям». В первом спектакле режиссер использовал несколько рассказов из бунинского цикла, создавая коллективный портрет юных героинь, искалеченных любовью. В новой же постановке его внимание концентрируется на одной истории, рассказывающей о том, как рождается любовь между двумя людьми, замученными и истощенными сознанием своего безвыходного одиночества и бесцельного существования. Это спектакль о двух героях, предпринимающих настойчивые, но наивные и для них уже непосильные попытки справиться с мучительным ощущением неизбежного конца, вернуть чувство жизни, поймать или хотя бы ухватить напоследок ее ускользающую искру. Выразительно об этом Крымов говорит уже в начале спектакля, в сцене, когда герой впервые приходит в столовую и вешает на гвоздик шляпу и пальто. За ним с любопытством наблюдает стоящая в стороне группа актеров, распевающая хором авторский текст. Каждый раз, как только герой хочет раскланяться, падает то шляпа, то пальто, вынуждая его покорно подбирать их с пола. Он проделывает это снова и снова, а звучащий текст с каждым разом сокращается – до фразы: «и сел за столик в самом дальнем углу».

Синякина и Барышников создают карикатурки на двух помятых и побитых судьбой неприкаянных героев, недотеп, «людей невпопад», олицетворяющих собой тоскливый остаток собственной жизни. Судьба запоздало предоставила им шанс дерзнуть, примерить на себя маски двух влюбленных, но эти маски то и дело сползают и съезжают с их лиц. Первая встреча в столовой, в сущности, и есть примерка разных масок: им – нарочитой галантности, молодцеватого удальства, ею – девичьей смущенности, хитрой кокетливости. Но каждая из них выглядит неестественно, фальшиво.

На поворотном круге сцены установлены три большие черно-белые фотографии офицера в белом мундире и двух дам в шляпах и платьях. Этими молодыми улыбающимися людьми героям хотелось бы стать вновь, в них видеть себя. Но они абсолютно не замечают своего нынешнего сходства с персонажами немой комедии 20-х годов. Это сходство особенно явно в сцене в кинотеатре, когда диалог между героями идеально по интонации и смыслу ложится на кадры из фильма с Чарли Чаплином.

Обращаясь к «метафорическому гротеску на грани шутовства», Крымов профанирует и снижает любое действие героев, неожиданно обрывая их разгорячившуюся фантазию. Он и она тщательно готовятся к свиданию. Он вглядывается в невидимое зеркало, разглядывает свое лицо. В этот момент зрители слышат звук старой, заезженной, закончившейся пластинки, напоминающий тяжелое и медленное биение сердца. Однако во время бритья под песню про разудалого Ваньку в герое начинает вновь просыпаться былое удальство. Но в самый патетический момент актер Максим Маминов, сипло поющий песню, подобно дребезжащему радио, испортит все дело – громко сглотнет или икнет, сильно смутив героя. В другой сцене героиня придумывает всевозможные наряды из одного- единственного платья, превращаясь под арию Керубино то в страстную роковую женщину, то в недотрогу. Но измотанная чередой перевоплощений и осознавшая, что тягаться с южным темпераментом не в состоянии, она сядет на пол, беззащитно обхватив худые детские колени. Синякина со свойственным ей обаянием и эмоциональной непосредственностью соединяет комичность с горечью и печалью.

Крымов монтирует отельные эпизоды-кадры, скрепляя их не психологическим развитием действия – единой тематикой. Однако порой места, в которых исполняется лишь авторский текст, образуют в сценическом действии существенные пустоты. Как и игра актеров, так и оформление выдержано в условно гротесковой манере. На сцену выносят картонный стул и стол с приклеенной к нему картонной посудой, картонный лист с изображением такси. Когда круг сцены начнет вращаться, зрители увидят примостившихся за авто или стенкой кухни других исполнителей, создающих с помощью бутылочек, ящиков со столовыми принадлежностями необходимые акустические эффекты. Вместе с декорацией на поворотном круге двигаются и сами герои. Зрители видят их, продолжающих невозмутимо вглядываться в вырезанное окошко такси, со спины. И оборотная стороны машины вдруг окажется старой исписанной открыткой. Этот картонный, наивный мирок Крымов постоянно иронично развенчивает. И тем трогательнее кажется вера героев в него, хотя они то и дело натыкаются на несуразности созданной обстановки. Крымов, в отличие от Бунина, смягчил финал, оставляя некоторое утешение героям: поэтичный конец и поэтичную смерть. Она в одиночестве парит над сценой, подобно влюбленной с картин Шагала. Он, сжав в руках свою серую летнюю шинель с кроваво-красной подкладкой, танцует свой последний танец, подобно тореадору, и затем тихо замирает на полу.

"