Posted 22 сентября 2008,, 20:00

Published 22 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:56

Updated 8 марта, 07:56

Торжество антигламура

Торжество антигламура

22 сентября 2008, 20:00
В воскресенье вечером в Анапе состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2008». Главный приз вручен «Осеннему балу» Вейко Ыунпуу (Эстония), где правит не столько осень, сколько одиночество и неприкаянность. Ему же достались приз кинопрессы и одна из наград Гил

Если вспомнить, что не менее депрессивными были «Шультес» и «Каменная башка», победившие на двух других важных российских кинофорумах этого года («Кинотавре» и «Окне в Европу»), тенденция налицо. В прошлом году тяжелый «Груз 200» приветствовали только критики, признавшие его лучшим фильмом сезона, а нынче к ним присоединились и другие кинематографисты. Возможно, что это просто реакция на телевизионный «гламурмажор». Но если художники действительно предчувствуют будущее, нас ждут невеселые годы.

В целом программа «Киношока-2008» была крайне неровной. Вначале шли настолько слабые фильмы, что одна кинообразованная, но малознакомая с кинопродукцией бывших советских республик редактриса, посмотрев пару-тройку беспомощных конкурсных опусов, громко спросила: «Кто мне скажет, почему после распада СССР национальным кинематографиям нужно было начинать с нуля?!» Мысль, хоть и выраженная в неполиткорректной форме, показалась настолько справедливой, что ответом было смущенное молчание. Но, как обычно бывает, фильмы посильнее оказались припасены под конец, и общее впечатление несколько сгладилось.

Приз за лучшую режиссуру и приз Федерации киноклубов получила Кристина Буожюте (Литва), снявшая экспериментальный фильм «Коллекционерша», чья героиня-терапевт ставит провокационные психологические эксперименты и способна испытывать человеческие эмоции лишь тогда, когда смотрит их видеозаписи. Поскольку параллель между тем, чем занимается героиня, и тем, чем занимается сама Буожюте, более чем очевидна. «Коллекционершу» можно считать разоблачением одной из тайн режиссерской профессии. А то, что это разоблачение поощрили ее коллеги и любители кино, – ценным признанием точности ее самонаблюдений.

С хорошими ролями на «Киношоке» было напряженно. Среди женщин выбирали, похоже, между «коллекционершей» Габией Рюскувене и Мариной Блейк, сыгравшей в «Сезоне туманов» (Россия – Великобритания) русскую жену немолодого и непрестижного английского мужа, которую потянуло на заезжего русского музыканта с голосом и внешностью Сергея Чонишвили. Но, поскольку «Коллекционерша» свое получила, приз за лучшее исполнение отдали Марине Блейк. Среди исполнителей-мужчин на голову выше прочих были Любомирас Лауцявичус, сыгравший органиста-птицелова в фильме «Фогельфрай» (Латвия), и Сергей Романюк в роли старого гэбэшника в «Райских птицах» (Украина), но, поскольку Романюк отлично сыграл еще и митрополита Шептицкого во внеконкурсном «Владыке Андрее» (Украина), награду отдали ему.

Другие призы «Киношока-2008»



- Лучший сценарий – Эрнест Абдыхапаров («Светлая прохлада», (Киргизия – Казахстан).

- Лучшая операторская работа – Виктор Шестоперов («Кипяток», Россия).

- Специальный диплом жюри – пяти авторам сценария фильма «Сваны» (Грузия): Сосо Джачвлиани, Бадри Джачвлиани, Амирану Чичинадзе, Амирану Долидзе и Эке Джангвеладзе.

- Лучший короткометражный фильм – «Три матери и хор» Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой (Россия – Швеция). Специальные призы – «Травматизм» Натальи Меркуловой (Россия), «Черный Петер» Прийта Паасуке (Эстония). Особое упоминание – «Внутри» Ирины Волковой (Россия).

- Лучший полнометражный фильм в цифровом формате – «Олег Кулик – вызов и провокация» Евгения Митты (Россия). Дипломы – «Фантомас снимает маску» Андрея Кагадаева (Россия) и «Свадьба для чайников» Владимира Логинова (Эстония).

"