Posted 22 июля 2004,, 20:00

Published 22 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Чебурашкина мать

Чебурашкина мать

22 июля 2004, 20:00
Не успел всенародно любимый Чебурашка стать официальным талисманом нашей олимпийской сборной, как выяснилось, что не все создатели этого персонажа дали согласие на его использование. А если точнее – ни с кем, кроме писателя Эдуарда Успенского, переговоры не велись. Между тем, у Чебурашки, родившегося в 1967 году, есть

Почему Чебурашка? По словам высоких лиц, «он очень российский и ассоциируется исключительно со всем хорошим и добрым. И еще важно, что Чебурашки как такового не существует в природе». Зато в природе существуют его «родители» – писатель Эдуард Успенский и художник-постановщик фильмов «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Старуха Шапокляк» Леонид Шварцман. Однако, в отличие от автора сценариев мультсериала, 83-летнего классика российской анимации никто в известность о триумфе Чебурашки-олимпийца не поставил.

– Для меня это стало полной неожиданностью. Я узнал об этом сначала по телефону от знакомой, нашедшей информацию в Интернете, а вечером из теленовостей, – сообщил Леонид Аронович Шварцман корреспонденту «НИ».

В четверг Эдуард Успенский в интервью «НИ» подчеркнул, что за использование своего «бренда» ни копейки с Bosco–фирмы, одевшей-обувшей олимпийцев, не взял, но добавил: «Если бы я жил в Америке, то уже давно бы стал Диснеем, имел бы огромное количество телестудий и все такое прочее».

Вот как прокомментировал Леонид Шварцман – коллега не писателя Успенского, но художника Диснея – это заявление:

«Эдуард Николаевич и сейчас достаточно богат, чтобы отказаться от гонорара Bosco. Его «копирайт» стоит на всех «чебурахнутых» изделиях, выпускаемых в Китае, Южной Корее и Японии. Сегодня Чебурашка там безумно популярен. Но дело не в том, сколько Успенский получает за коммерческое использование образа Чебурашки, а в том, что, говоря строго, не является единственным его родителем».

По словам г-на Шварцмана, в книге Успенского дано весьма приблизительное описание этого существа: не то медвежонок, не то котенок, с круглой заячьей головой, с глазами, как у филина, и с маленьким хвостиком. Ни слова о главной гордости Чебурашки – больших ушах. Нет ни намека на его размеры и телосложение. Кстати, на иллюстрациях Алфеевского к первому изданию книги Успенского было совсем другое, весьма антипатичное существо, смахивающее на крысу.

«Когда началась работа над мультфильмом, – говорит Леонид Шварцман, – я быстро и легко нашел образы Крокодила Гены и Старухи Шапокляк, а Чебурашку «вынашивал» почти так же, как мать вынашивает свое дитя. В общем, какая-то моя заслуга в том, что Чебурашка всенародно любим, есть. И именно благодаря мультфильмам Эдуард Николаевич приобрел большую популярность. Если же проводить параллели с Диснеем, то у нас в тени остались как раз те, кто снимал эти фильмы: и режиссер Роман Качанов, и аниматоры Маечка Бузинова, Наташа Добижа и Юра Норштейн. Мы остались и остаемся в тени, хотя кассеты с нашими фильмами продаются на всех углах. Эдуард Николаевич уловил, куда свежие ветра дуют, и зарегистрировал Чебурашку в качестве своей – и больше

15 тысяч таких зверушек поедут с нашими олимпийцами в Афины.

ничьей – торговой марки. Это в одной, так сказать, струе с тем, что творится с российским анимационным искусством: законодательство об авторском праве приблизительно, порядки, царящие на рынке, пиратские».

Огорчение старого мастера понятно. Однако в соответствии с законами журналистской этики следовало предоставить слово и другой стороне. И мы вновь побеспокоили Эдуарда Успенского.

«Когда пришли ко мне ребята из Bosco, – рассказал «НИ» Эдуард Николаевич, – я посоветовал им связаться со Шварцманом. Но тот, по-моему, захотел, чтобы ему принесли чемодан денег. Поскольку договор не предусматривает гонорара, Шварцман чемодана денег не получил».

По словам Эдуарда Успенского, его книжка про Чебурашку вышла в 15 странах: «Его рисовали 15 разных художников, кто как хочет, но все права на Чебурашку, в том числе на его изображения, принадлежат мне. Юридически все грамотно. Если б сделка была коммерческой, мы со Шварцманом этот вопрос утрясли бы...». Юридически – все грамотно. И насчет 15 обликов – нет возражений. Но ведь именно Шварцман, и никто иной, «родил» образ единственного и неповторимого Чебурашки, к которому воспылали и до сих пор пылают любовью зрители в России и за рубежом.

Как признался Леонид Шварцман, скандал он раздувать не собирается: ему ни громкой славы Успенского, ни тем более денег за Чебурашку не нужно. Достаточно, чтобы спортсмены и болельщики, отправляющиеся в Афины с симпатичным талисманом, знали не только кто у Чебурашки «папа», но и «мама».

"