Posted 22 января 2013,, 20:00

Published 22 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Занимательная педагогика

Занимательная педагогика

22 января 2013, 20:00
Творчество русских авангардистов первой трети XX столетия Музей петербургского авангарда демонстрирует с неожиданной и малознакомой стороны. Экспозиция «Самозвери. Книжки-самоделки. 1929–1935» – «история» чисто прикладная и ныне напрочь забытая. Хотя книжек-самоделок, вырезалок и раскрасок, призванных побуждать к труду

«Основой педагогической работы, – писал видный советский педагог Станислав Шацкий, – является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». Подобные определения вполне закономерны: в конце 1920-х годов в стране стартовал «реконструктивный период» (становление отечественной индустрии), а как следовало из заветов Маркса, участвовать в производственном труде надлежит всем детям, начиная с… девятилетнего возраста. Неудивительно, что и книжным издателям было вменено в обязанность рассказывать юному читателю о производственных технологиях и рабочих профессиях. Детям предлагалось, не отходя от письменного стола, самостоятельно создавать игрушечные фабрики, турбины и машины. Игрушки можно было сконструировать из бумаги, картона, дерева, пробки, спичечных коробков, а в издательской деятельности сформировалось и прочно закрепилось новое направление – книжки-самоделки.

Общим слоганом для таких книжек вполне мог стать призыв Эля Лисицкого: «Не читайте – берите – бумажки – столбики – деревяшки – складывайте – красьте – стройте», опубликованный на развороте «Супрематического Сказа про 2 квадрата в 6-ти постройках» (Берлин, 1922). Словечко же «самозвери» ввел в обиход видный лефовец (ЛЕФ – Левый фронт искусства) и соратник Мейерхольда Сергей Третьяков. К сожалению, в свое время проекту «Самозвери» со стихами Третьякова и иллюстрациями Александра Родченко и Варвары Степановой увидеть свет было не суждено. Однако благодаря сохранившемуся рабочему материалу он оказался реализован в 1980 году в Германии (были опубликованы фотоматериалы) и впоследствии в Японии, Франции и Бразилии. А в России в журнале «Пионер» за 1926 год читаем следующие строки: «Самозверей можно выдумывать бесчисленное количество. Сделать их, как видите по рисункам, легко» – эта редакционная «подсказка» была «прикреплена» к размещенному здесь же стихотворению Третьякова.

С репринтом неосуществленного издания «Самозверей» можно внимательно ознакомиться на нынешней выставке, в витрине по соседству размещены упомянутые выше современные зарубежные версии третьяковского замысла.

Часть книг, представленных в экспозиции, посвящена работе с бумагой и ножницами («Прыгают, летают», «Самоделки», «Одень меня»), часть – промышленно-производственной тематике («Корабли», «Строим двигатели», «Детмашстрой», «Мельница»). Есть и такие, которые учат конструировать немудреных зверушек («Шимпанзе-мартышка», «Кошка и собака») и забавных человечков («Соломенная кукла», «Головоломка. Индеец»). Среди художников, «отметившихся» в 1920–1930 годы на ниве «активации» детского творчества – знаменитые в будущем книжные иллюстраторы Владимир Конашевич («Наш цех. Игрушки-самоделки») и Алексей Лаптев («Строим из картона»), трагически погибшие в сталинских лагерях Владимир Голицын («Сделай сам конвейер») и Вера Ермолаева («Бумага и ножницы», «Из бумаги без клея»).

"