Posted 21 декабря 2003,, 21:00

Published 21 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Олег Куваев

Олег Куваев

21 декабря 2003, 21:00
Недавно после почти годового перерыва открылся культовый петербургский интернет-сайт «Мульт.ру» с новыми фильмами о похождениях Масяни. Как живется сегодня взбалмошной мультипликационной барышне по окончании войны с пиратами, «Новым Известиям» рассказывает «крестный отец» Масяни художник Олег Куваев.

– Какова на сегодняшний день ситуация с «Мульт.ру»?

– Вопросов о дальнейшем существовании моей студии довольно много. Нельзя сказать, что мы в глубочайшей яме, но я очень рассчитываю на новые проекты. Они должны помочь нам остаться на плаву, вновь вернуть себе место на вершине мультипликационного олимпа. Уходящий год в творческом плане был для «Мульт.ру» сложнейшим.

– Как я понимаю, страдали прежде всего из-за Масяни?

– Да, ее постоянные закрывания-открывания вылились в сильнейший стресс. В конце концов у меня даже здоровье пошатнулось, дала о себе знать язва желудка. Ко всему прочему – огромные споры у нас с многочисленными «пиратами». Вот уж кто портит художнику жизнь, так это они. Скоро у нас будут судебные процессы с различными «редисками». Будем пытаться бороться законными методами с незаконными действиями некоторых различных граждан. Если честно, я вообще плохо понимаю смысл «пиратской» работы. Когда-то россиянам сказали, что зарабатывать деньги – это хорошо, можно и необходимо. Народ ломанулся делать «бабки», совершенно не думая о перспективах. Видимо, то, что прибыль должна быть честной, кричали вдогонку. И практически никто этого не расслышал. Обидно. Ведь с теми же людьми, которые штампуют футболки с изображением Масяни, выкидывают их на рынок, а потом сматываются, изначально можно было бы наладить долгосрочное сотрудничество. Да, это связано с бюрократическими проволочками, надо заключать договора, подписывать множество бумаг, но зато данный вариант более прибылен и перспективен. Но нет, у нас предпочитают тактику мелкой наживы: урвать и удрать.

– Сложно было отстаивать свои интересы?

– Очень. У нас есть законы об авторских правах. Не такие хорошие, как в Европе, где подобные проблемы разрешились бы за один день, но необходимая база существует. Но ею никто не пользуется, прецеденты не создаются, и различного рода торговцы творят все, что хотят. Это надо прекращать... Чем мы сейчас и занимаемся. На самом деле вы даже не представляете, насколько мне все эти проволочки надоели. За последнее время я окончательно убедился, что если кто-то хочет уничтожить творческую личность, то ее надо завалить бумажками. В какой-то момент хотелось все бросить, забыть о Масяне и больше никогда этим не заниматься. Но решил не падать духом и не сдаваться.

– Что помогло принять решение о продолжении борьбы?

– Наверное, отпуск. Я два года не отдыхал. И вот пару месяцев назад с семьей выбрался в Испанию. Произошла полнейшая «отключка» от всех проблем и дел. Море, песок, солнце, воздух, ничего больше не надо было, даже алкоголя. В каком-то задрипанном интернет-кафе с помощью еле дышащего модема получал письма из России и не мог понять, чего от меня люди хотят. Какие-то вопросы задавали, чего-то всем надо было… А я там кайфовал, ни о чем не думая. Здорово!

– Как на ваши приключения смотрит ваша семья?

– Мне по жизни с родными повезло. Моя семья – это и тыл, это и герои для творчества. Но вообще-то обобщать не стал бы. Я знаю множество художников, у которых огромные проблемы не то что с домашним очагом, а в принципе с общением с людьми. Нормальный художник работает 24 часа в сутки, у него в голове постоянно что-то крутится, и времени на различные коммуникативные процессы не остается. Это жестокая правда жизни, но дай бог, чтобы лишь семья была главной проблемой творцов. Пусть уж лучше они с любимыми ссорятся, мирятся, детей рожают, только бы с бюрократами поменьше сталкивались и могли спокойно работать.

– После Испании вы снова открыли сайт и разместили сразу несколько мультов. Один – с антипиратским матом. Другой называется «Магазинчик «Бо»…

– Этот мультик я задумал, когда еще сотрудничал с НТВ. Рождались забавные сценарии, которые в рамках историй про Масяню реализовать было невозможно. Да и времени на то, чтобы реализовывать задуманное, не было. Осенью же, к счастью, все так сложилось, что премьера «Магазинчика «Бо» стала возможна.

– Как долго вы планируете заниматься этим проектом?

– Года два, потому что рамки в нем совершенно не ограниченны. Туда можно напихать все, что в голову взбредет. На мой взгляд, получилось нечто вроде детского сна, когда события могут происходить какие угодно. «Магазинчик «Бо» – это мультипликационная фантастика для взрослых. Я очень рад, что мы его сделали, потому что не хотелось все время находиться в плену Масяни. Новый проект служит доказательством того, что моя студия способна на другие свершения. Помимо «Магазинчика «Бо» моя студия готовит программу на одной радиостанции, а также продолжает делать мультики про Масяню. Это основные направления. Однако еще мы занимаемся производством рекламных роликов. Фактически за счет них и живем.

– Есть какие-то четкие правила при рисовании?

– Во-первых, нельзя браться за дело, если с кем-нибудь поругался или до конца не выяснил что-то важное. Это будет постоянно отвлекать. Во-вторых, желательно высыпаться, хотя это у меня не получается практически никогда. Давно уже живу по такому странному расписанию, как сон два раза в день. Утром прихожу на работу, как директор студии, потом возвращаюсь домой и сплю, а вечером появляюсь в офисе и часов до шести утра чего-нибудь рисую. К такому распорядку привыкли все, кроме партнеров, на встречи с которыми я постоянно опаздываю. В-третьих, всегда надо помнить и о вероятных «депресняках». Это состояние человеку свойственно, и необходимо все планировать так, чтобы сдача работы не совпала с упадническим настроением.

– Как считаете, вы «выезжаете» только на таланте?

– Конечно, он немаловажен, но еще нужен опыт. Не технические навыки, а именно жизненный опыт. Если ты книжки не читаешь, кино не смотришь, то хорошим художником тебе не стать. Все время нужно находиться в поиске неожиданных ситуаций, искать юмор там, где его никто не видит.

– Вы, к слову, какую литературу предпочитаете?

– Не модную. Мне неинтересно читать то, что все читают. Например, с Мисимой я познакомился задолго до того, как о нем стали говорить даже те, кто понятия не имеет, мужчина он или женщина.

– А кино?

– Люблю фильмы Вуди Аллена. Они не поднимают глобальных вопросов, не советуют, как жить, не поучают. Человек снимает о простых людях, которые попадают в забавные ситуации. У Аллена прекрасный юмор и легкая философия, которая помогает жить. Нет никакого пафоса. Я с ним во многом согласен. Тоже считаю, что к жизни по большому счету не стоит относиться серьезно. Все что происходит, это шутка.

– Даже язва желудка?

– Когда болит, неприятно, конечно. Но сам факт ее получения веселый. Я работал в Германии, и бюргеры почему-то считали, что художник должен быть всегда пьян, а потому пиво и вино мне поставлялись в неограниченном количестве. Заработать язву в той ситуации было лишь дело техники. Еще прикольнее, как я с ней борюсь. Для меня нет лучше лекарства, чем полстакана колы. Знакомые врачи кричат, что так делать нельзя. А я выпью, и боль проходит.

– Счастливый вы человек…

– Конечно. Сам придумал себе работу, сам на нее хожу. Просто отлично. Я долго трудился «на другого дядю», приходил в офис к девяти утра, занимался различными глупостями и сейчас с уверенностью могу сказать, что собственное дело – оптимальный вариант для художника. Если сам себя не сделаешь, никто не сделает. Разве что мама с папой, но и то лишь на начальном этапе.



Справка «НИ»

Олег КУВАЕВ родился в Петербурге в 1967 году. Окончил физико-математическую школу, поступил в Ленинградский институт авиации и приборостроения, но учебу бросил. Высшего образования не имеет. С 1998 года занимается живописью. Несколько лет в Кельне работал в своей мастерской и содержал галерею. С 1994 года занялся компьютерной графикой, делал компьютерные игры. С 2001 года – руководитель студии «Мульт.ру». Женат, имеет сына.

"