Posted 21 октября 2004,, 20:00

Published 21 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Сталин-контрабандист

Сталин-контрабандист

21 октября 2004, 20:00
Считается, что после водочного и туристического бизнеса торговля культурным наследием – сувенирами и антиквариатом – по прибыльности стоит на третьем месте. Главными клиентами в этой сфере являются иностранцы. Именно они готовы покупать надоевшие всем нам палехские шкатулки или мало кого интересующие сталинские картины

Пустые развалы

Перестроечным символом иностранного капитала был Старый Арбат. Матрешки с лицами Горбачева, красные флаги, военные фуражки. Откровенный советский китч наварил для его торговцев немалые капиталы. На этом огне погрели руки и галеристы, работавшие с современными художниками. Как признавалась владелица одной из крупнейших столичных галерей Айдан Салахова, это было время, когда иностранцы подъезжали к галерее на автобусах и весь автобус загружали картинами с модными перестроечными сюжетами. Естественно, долго такая мода держаться не могла, и закончилась она вместе с дефолтом 1998 года. Вплоть до этого момента с периодичностью раз в неделю шереметьевская таможня задерживала крупные партии икон, которые вывозились на Запад. Однако мелкая контрабанда – одна или две хорошо запакованные иконы – переправлялась в багаже интуристов почти беспрепятственно.

Сегодня интересы и возможности иностранных покупок стоит отслеживать не на сдувшемся Арбате, а на арт-рынке в Измайлово. Стоимость прохода к деревянным лавкам измайловского рынка – 10 рублей. И это единственная разумная цена в этом месте. Все остальные расценки – от льняной ивановской скатерти до почти осыпавшейся иконной доски – непомерно завышены. Так, например, одна богородская игрушка стоит 25 долл., скатерть с примитивным узором – 50 долл., новая икона – 150 долл., икона XIX века с обвалившейся краской и написанными поверх деталями от современного богомаза – 300 долл., сундук или прялка – от 300 долл.

Весь рынок делится на три неравные части. В самом начале торгуют типичными сувенирами (матрешки и шкатулки). Затем, на втором ярусе, идут антикварные ряды, где главной приманкой для иностранцев являются иконы. Наконец, в стороне от антиквариата современные художники с видами Москвы (самый большой спрос – на графические листы с изображением достопримечательностей: от 20 до 150 долл.). Так или иначе ничего по-настоящему антикварного и стоящего в Измайлово нет. Однако, как сообщил обозревателю «Новых Известий» американский дипломат Майкл Сэливан, для многих его коллег поход на рынок в Измайлово превратился в еженедельный моцион. Здесь покупают подарки на Рождество, китчевые иконы (для рядового иностранца совершенно не важна подлинность), просто рассматривают яркие вещи.



Тиран как икона

В официальном гиде для иностранцев по Москве указаны 30 галерей, в которых рекомендуется делать покупки. Среди них те, которые торгуют антиквариатом, три места: аукционный дом «Гелос» (иконы и декоративное искусство), галерея «Леонида Шишкина» (советские картины) и некая галерея «Русские палаты» (холодное оружие вплоть до дамасских кинжалов). Вообще главной приметой нынешнего времени стала смена интересов иностранных гостей. Два фирменных русских арт-продукта – икона и авангард 20-х годов – отошли на второй план. И в том и в другом случае появилось слишком много подделок: любители сувениров такие вещи давно не берут. Зато появился новый туристский бренд – реалистическая живопись сталинского времени. Она отвечает привычному образу России – страны коммунизма. Она хорошо смотрится на стене в интерьере. И наконец, она относительно дешево стоит. Cредняя цена на сталинскую картину – 3000 долл. Примерно во столько же обойдется произведение современного мастера в центральной галерее.

Нужно заметить, что солидные иностранцы предпочитают не те 30 официальных галерей, а залы поменьше. Например, крохотную галерею NB, специализирующуюся опять же на сталинском искусстве. Именно там лежат соцреалисты второго эшелона с деревенскими пейзажами и советско-крестьянскими сценками.

Еще один хит, который обычно рекомендуют своим коллегам американские и английские дипломаты, – картины Кати Медведевой. 70-летняя художница из деревни Голубино стала писать почти в сорокалетнем возрасте полотна, в которых наивные провинциальные картинки смешивались с личными переживаниями. Одни названия многого стоят: «Русская печь обогреет и накормит», «Убиенная царская семья», «Ангел Алина». Выставки Медведевой с триумфом проходили в Ницце и в Пушкинском музее. На сегодня это самый ходовой арт-товар.



Доставка самовывозом

В России одно из самых строгих законодательств в плане ввоза-вывоза предметов искусства. Если говорить упрощенно, все, что сделано в России до 1950 года, фактически нельзя вывезти без разрешения Министерства культуры. Для оформления документа на икону необходимо заключение эксперта, что она не является национальной ценностью (естественно, за министерскую экспертизу платит клиент). Особенно иностранцев раздражает то, что при въезде на временное жительство в Москву у них описывают почти все ввозимое имущество. Точно такая же процедура осуществляется при выезде. Списки должны совпадать. Что в таком случае делать с подарками: ведь нередко самовары и иконы высоким гостям просто дарят?

Антиквариат вывозят довольно активно и в обход министерских описей. Существуют три самых распространенных способа. Первый: любую картину или икону можно упаковать вместе с оргтехникой и сделать таким образом незаметной – обычно безопасные коробки детально не просматриваются. Второй способ: подложные свидетельства о покупке и разрешения на вывоз, которые продает почти каждая антикварная лавка (свидетельства продаются точно так же, как продается московская регистрация). Третий – путешествие поездом. Как правило, железнодорожный багаж не досматривается так тщательно, как на авиарейсах.

После подобных фактов возникает естественное желание еще больше ужесточить контроль, досматривать иностранцев с микроскопом. Но, как показывает практика, эти меры ни к чему не ведут. Куда как эффективней сделать границы прозрачными, изменить планку невывозных предметов и с тех, кто вывозит, брать разумный налог, как это и происходит в Европе. Тогда не нужно будет прятать дешевую икону в ящик из-под телевизора и платить контрабандистам. Опыт уже есть: стоило государству снизить налоги на ввозимый антиквариат, как тут же в Россию стали официально поступать очень качественные картины. До этого коллекционеры просто боялись обнародовать свои покупки.




НАШ ОТВЕТ «СОТБИС»

"