Posted 21 сентября 2005,, 20:00

Published 21 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Театр не для слабонервных

21 сентября 2005, 20:00
Сегодня в Москве открывается фестиваль «Новая драма». В программу входят показ спектаклей, читки пьес, «круглые столы». Заклеив город рекламными щитами, устроители в то же время вывесили на своем интернет-сайте манифест: «Вы хотите прийти на спектакли нашего фестиваля? Не делайте этого».

«Новодрамцы» честно предупреждают: «Наши пьесы корявы, мрачны. Как правило, они написаны молодыми графоманами. Кстати, артисты наши никому, кроме нас, не известны, у них зачастую проблемы с дикцией, походкой, внешним видом. Наши режиссеры лишены фантазии, их не пустит на порог ни один уважающий себя театр. Поэтому наши спектакли непрофессиональны, наши сцены обшарпаны, декорации бедны, а костюмы убоги». Все написанное – правда. Тексты убогие, актеры шепелявят и т.д. Закономерный вопрос: почему часть рекламных денег не потратить на то, чтобы научить орфографии драматургов, исправить проблемы с дикцией, почистить сцены и потратиться на декорации, – отметается с порога. Помытый, почищенный и обученный «новодрамец» – кому он нужен!

Проблема эпатажа в драме решается лихо. «Новодрамские» тексты (в подавляющем большинстве) рассчитаны на то, чтобы их читали в глубоком одиночестве. И лучше, чтобы тебя никто за этим занятием не застукал. Попробовала почитать в метро текст пьесы «Вилы» Сергея Калужанова. Соседка заглянула через плечо и перевела глаза на меня. Пришлось позорно бежать из вагона. Привести яркие цитаты в газете не представляется возможным, поскольку побуреет бумага, поседеет корректор и будут нервно хихикать на верстке. Тем не менее эти тексты выносятся на публичные читки, играются, ставятся и произносятся со сцены. «Новодрамцы» называют это «поисками истины». Соглашаясь с тем, что в их творениях нет таланта и профессионализма, на «правде» они настаивают истово.

Герой в новой драме переплывает из пьесы в пьесу, не меняясь в основных чертах. Вот этапы его пути. В детстве: «Мы с друзьями, когда нам исполнилось по 13 лет, уже смотрели по видику порнуху, нюхали «Момент» (Сергей Решетников, «Часовой»). Подрастая, «он хватает ее за волосы, засовывает голову между ног, лупит по заднице. Обоим весело и приятно» (Наталья Ворожбит, «Галка Моталко»). Далее героя много и разнообразно бьют. «Он падает. Его бьют ногами» (Елена Исаева, «Записки провинциального врача»). В ответ он агрессирует: «Сестру готов убить. Тетку бы убил. И дядю бы убил… И вообще брата бы убил… всех бы убил и динамо бы убил. И велосипед…» (Михаил Валчак, «Шахта»). Заканчивает жизнь он в доме престарелых, где санитар плюет в тарелки с завтраком.

Рядом с героями новой драмы любая бурая свинья немедленно почувствует себя белой и пушистой. Рядом с написанными кошмарами твоя собственная жизнь выглядит до отвращения благополучной. Не хватает денег? Но ведь не до такой степени, чтобы лезть в унитаз за упавшей иголкой! («Раиса со мной уборщицей работала, уронила в унитаз иголку, ей жалко стало, полезла доставать и укололась…Сепсис – за полдня сгорела...» (Вячеслав Дурненков, «Mutter»). У вас семейные проблемы? Но куда вам до героини «Фантомных болей», у которой трамвай переехал дочь, а потом мужа. Потом ее изнасиловал весь троллейбусный парк, а когда один парень заступился, его пырнули ножом.

Обещая потрясти «правдой жизни», «новодрамцы» всучивают своему потребителю набор фальшаков-страшилок, не брезгуя ничем. Агрессивный рекламный напор объясняется просто. А как еще всучить себя любимых зрителю? Провалившись на сценах профессиональных театров, «новодрамцы» активно создают свою территорию. В Москве уже есть два театра, специализирующиеся на «новой драме». Сейчас открывается третий и самый мощный – «Практика». Фанаты называют театры «новодрамцев» форпостами нового искусства. Скептики – театральными резервациями, где, варясь в собственном соку и не имея конкурентов, «новодрамцы» могут резвиться в свое удовольствие, а зритель – убеждаться в тяжелой жизни бушменов «На кафельной стене брызги. Кровь течет вниз. Бьют по лицу… Кому-то за дверью сломали нос. Школа гудит перед началом первого урока» – это начало пьесы «Мы…Вы…Они» Артема Северского.

"