Posted 21 сентября 2003,, 20:00

Published 21 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Невротическое шоу

Невротическое шоу

21 сентября 2003, 20:00
Минувшая суббота на фестивале «Новая драма» была посвящена театру Балтии и женской теме. Судя по реакции зала, тема мало затронула зрителей – на эпатажные спектакли зал отвечал тихим смехом.

Самым, пожалуй, эпатирующим событием дня Балтии стал спектакль Русского драматического театра из Вильнюса «Монологи вагины» по пьесе американской феминистки Ив Энслер. Это как раз то, чего с нетерпением ждала русская публика. По крайней мере слухи об этой пьесе ходили уже давно. И наши новые режиссеры, в частности Кирилл Серебренников, который особенно любит эпатаж, даже собирались ее ставить.

Спектакль вильнюсского театра в постановке режиссера Джулиано ди Капуа сильного впечатления не производит, как ни стараются четыре актрисы, одетые в ярко-алые платья, зажечь в зрителях огонь и взбудоражить сознание всякого рода шокирующими словечками и ситуациями. Они разглагольствуют об оргазме, о лесбийской любви, являющейся «верным средством освобождения женщины от мужской зависимости». Все это похоже на политический митинг, призывающий к борьбе за свободу женского пола и его символа – вагины. Не спасает постановку и натянутый над сценой экран, на котором время от времени появляются различные фотопроекции, то оголенные женщины на пляже, то море, символизирующее, очевидно, широту и необъятность вагины. В кульминации всего этого действия актрисы стали скандировать непечатное слово на букву «п». Проговаривали его громко, почти крича, на разные лады, желая вызвать воодушевление в зале. Но зал лишь хихикал.

Женская тема дня Балтии на фестивале имела более спокойное и разумное продолжение в спектакле Валмиерского театра драмы (Латвия) «Темные олени» Инги Абеле, поставленном режиссером Марой Кимеле, закончившей ГИТИС еще в 70-е годы, курс Анатолия Эфроса. В Латвии сегодня наблюдается расцвет женской драматургии. Россия с этим явлением знакома давно, еще со времен Людмилы Петрушевской (ее новая пьеса тоже, кстати, представлена на фестивале).

«Темные олени» можно отнести к пьесам «невротического» направления женской драматургии – в ней исследуется внутренний надлом психики, мир женщины, ставшей жертвой дисгармонии современной жизни. Пьеса повествует о шестнадцатилетней девочке, мать которой лежит в психиатрической клинике. А сама эта девочка (Рия) находится в состоянии конфликта со всеми членами семьи, но главным образом – с отцом. Отец ее промышляет тем, что ловит, а потом забивает оленей. Так он зарабатывает деньги. Дочь его от этого испытывает настоящие приступы отчаяния. Она не может смотреть даже на то, как ее мачеха к обеду разделывает курицу. Сильный невроз Рии заканчивается иррациональным выплеском агрессии по отношению к тем же оленям, которых она убивает из отцовского ружья.

Феномен иррациональной агрессии, так ярко выраженный в спектакле «Темные олени», очень близок феномену той агрессии, которую сегодня обнаруживают в людях современные российские драматурги и режиссеры. Начало буржуазной эпохи и в Латвии, и в России сопровождается ростом деструктивных начал в человеке, сложно осваивающем условия новой жизни.

"