Posted 21 июля 2004,, 20:00

Published 21 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

На курорт из рая

На курорт из рая

21 июля 2004, 20:00
Выставка «Рай/Paradise», открывшаяся вчера в Манеже, скорее похожа на ад. Роль рая предназначена экспозиции «На курорт», развернутой рядом.

Давно замечено: если современного художника попросишь покрыть холст белой краской, обязательно получишь «Черный квадрат». Закажи ему что-нибудь задорное и душеспасительное, жди хорошую порцию сарказма и безбожия. Критическая позиция для современного художника так же необходима, как светотень для старых мастеров. Не сможешь скрутить фигу в кармане – лучше отойди куда-нибудь поближе к Академии художеств.

За примерами теперь далеко ходить не надо. В Малом Манеже открылась сборная выставка на тему «Рай/Paradise». Каждый год куратор форума Георгий Никич придумывает какую-нибудь провокационную проблему и предлагает как молодым, так и уже «обкатанным» художникам вписаться в проект со своими произведениями. Как правило, получаются остроумные рассуждения или визуальные каламбуры плюс пара-тройка провокаций (на одном из форумов, посвященных «смерти», можно было даже покататься в гробу и получить сертификат о собственной кончине).

На этот раз тон всей затее задает уже проход на экспозицию. Вы попадаете в небольшой коридор, украшенный живыми деревцами (боюсь, деревца эти совершенно завянут к выходным), этот коридор ведет прямо к плакату с изображением изящной кованой двери с надписью «Jedem das Seine» (инсталляция группы «Да»). Именно эта надпись, как известно, встречала узников Бухенвальда: «Каждому свое». После такого вступления как-то странно говорить о рае с яблоками и прочими удовольствиями. Так, Леонид Тишкон запустил на райские небеса «Небесных водолазов», для Александры Паперно любование поп-артовским душем – то самое неземное наслаждение. Наконец, питерский живописец Владимир Брайнин откровенно заявляет: «Не надо рая, дайте родину мою» – и запечатлевает морды скульптурных львов (наверное, именно эти львы должны охранять вход в Эдем). Апофеозом райских игр может служить конструкция Кати Кандыбы (Владивосток). Зрителю предлагают на манер детской игрушки набрасывать кольца на торчащие из картины фаллосы (видимо, намек на райское грехопадение). Пересказывать каждую из предложенных вариаций арт-темы парадиза нет смысла, но одно можно утверждать точно: все-таки пока еще стоит задержаться на грешной земле.

То ли не набрав достаточно райских работ, то ли присоединившись к Году Германии в России, организаторы форума решили тут же показать выставку «На курорт!», проходившую на знаменитом немецком курорте Баден-Баден и теперь привезенную в Москву. Именитые российские художники (от Олега Кулика и Владика Мамышева-Монро до Сергея Бугаева-Африки и Николая Полисского) показали, как оговорено в концепции, «переходное состояние между работой и отдыхом, между постоянным местом жительства и временным пребыванием». Если учесть, что почти все современные наши художники перманентно в этом состоянии и пребывают, получилась просто качественная ретроспектива актуального искусства. Для немцев, возможно, купание голого Кулика и игра в Достоевского Владика Монро символизируют что-то переходное и шокирующее, для нас же – не более чем курортный променад.

"