Posted 21 июня 2006,, 20:00

Published 21 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Поляк нас спас

Поляк нас спас

21 июня 2006, 20:00
Завтра открывается 28-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Беспрецедентный отказ знаменитого австрийского режиссера Михаэля Ханеке («Забавные игры», «Пианистка», «Скрытое») возглавить его жюри так или иначе ударил по престижу одного из главных культурных событий лета. Выход нашелся лишь в последний момент:

Михаэль Ханеке получил приглашение стать председателем жюри ММКФ в марте и 29 марта прислал Никите Михалкову письмо, в котором сообщил, что принимает его с большим удовольствием. «Отказное» письмо от Ханеке пришло 7 июня, за две недели до начала фестиваля, когда его имя значилось во всех информационных материалах, а ретроспектива его фильмов стояла в фестивальном расписании. Режиссер с сожалением сообщал, что не может приехать в Москву из-за того, что внезапно получил долгожданную возможность запустить в США свой проект, над которым давно работал (ремейк «Забавных игр») и вынужден немедленно отправиться в Нью-Йорк, чтобы успеть начать съемки в сентябре. Письмо завершалось словами: «Вы, конечно, понимаете, что работа над фильмом для меня на первом месте». Для руководства ММКФ этот удар был совершенно неожиданным – о подобных инцидентах на фестивалях высшего международного класса до сих пор никто не слышал. Оргкомитет фестиваля направил Ханеке возмущенное письмо, в котором назвал его поступок «бесчестным», и принялся искать замену.

Оргкомитет сделал все, чтобы завлечь в председательское кресло новую персону, не менее авторитетную, чем австриец. Но проблема состояла в том, что у всех значимых фигур мирового кино личное расписание «забито» не то что на недели, а на месяцы, а иногда и годы вперед, так что выкроить из него десять дней просто невозможно, не срывая других обязательств. Попытались обратиться к зачастившему в Москву для работы над «Чемоданами Тульса Люпера» Питеру Гринуэю, но и он оказался занят. Остался резервный вариант – попросить стать главным судьей конкурса одного из членов жюри, у которых конец июня уже был зарезервирован для Москвы. Алексея Учителя, как своего, держали на самый крайний случай. К счастью, выручил Анджей Жулавский, в прошлом ассистент Вайды, эксцентричный и оригинальный польско-французский режиссер с европейским именем. Однако тот факт, что председателя пришлось выбирать из числа членов жюри, фестивалю престижа, конечно, не добавит.

В то же время программа московского кинофорума весьма представительна и солидна. По уже сложившейся традиции, на ММКФ два конкурса – основной и «перспективный», где преимущественно собраны опыты начинающих режиссеров. В базовом конкурсе три знаменитых режиссерских имени – Иштван Сабо с «Родственниками», Бертран Блие с фильмом «Сколько ты стоишь?», где снялись Моника Беллуччи и Жерар Депардье, а также Рауль Руис с картиной «Климт», посвященной известному австрийскому художнику. От России в конкурс отобрана одна лента – «Червь» Алексея Мурадова, ранее получившего фестивальную известность фильмами «Змей» и «Правда о щелпах». В «Перспективах» два отечественных фильма: «Франц+Полина» Михаила Сегала по старому сценарию Алеся Адамовича о любви белорусской крестьянки и немецкого оккупанта, и «Маяк» Марии Саакян – тоже о войне, но на этот раз современной.

Как обычно, насыщенна внеконкурсная программа со множеством рубрик: «Вокруг света», «Национальные хиты», «Азиатский экстрим», «8 ? фильмов» и другие. Новинкой является программа документального кино «Свободная мысль» – десять фильмов, с успехом прошедших по фестивалям и публичным экранам Европы и Америки, в частности, нашумевший «Человек-гризли» прославленного немца Вернера Херцога и «Кошмар Дарвина» Юбера Сопера.

Отечественные программы фестиваля будут демонстрироваться в Центральном доме кино. Они включают «Кинематограф оттепели», где собраны лучшие ленты короткой хрущевской эпохи, подвергшие пересмотру прежнюю, сталинскую систему ценностей, и «Возвращение фильма», в которой представлены известные киноведам, но ныне выпавшие из широкого обихода ленты 70-х – 90-х гг. прошлого века – «Познавая белый свет» Киры Муратовой, «Случайный вальс» Светланы Проскуриной, «Панцирь» Игоря Алимпиева и другие. По традиции, зарубежным гостям предлагается также сборная солянка из российских картин, появившихся после предыдущего ММКФ. Здесь представлены фильмы всех видов и жанров – игровые, документальные и анимационные, коммерческие и артхаусные, скучные и веселые, талантливые и не очень, всего числом около 90. Некоторые совсем свежие: «Игра в шиндай» и «Лифт» давно не снимавших Андрея Разумовского и Всеволода Плоткина и «Неверность» Евгения Звездакова, не так давно окончившего ВГИК блестящей короткометражкой Close Up. В промежутках между показами пройдут четыре дискуссии: «Куда «уходят» фильмы? Судьба кинолент вне рекламы и проката», «Бокс-офис и рейтинг: можно ли в цифрах измерить качество?», «От «чернухи» к «глянцу». Образ России в кино нового времени» и «Как продавать кино в России?».

Остается добавить, что завтра ММКФ откроется сказочно-историческим боевиком «Клятва» Чен Кайге, а закроется одним из фаворитов прошедшего Каннского фестиваля – «Возвращением» Педро Альмодовара. Иностранный звездопад в Москве на этот раз будет невелик, но Жерара Депардье и Джулию Кристи (она входит в число судей главного конкурса) россияне смогут увидеть воочию.

«АНГЕЛУ» РУДИНШТЕЙНА ОБРУБИЛИ КРЫЛЬЯ

Международный кинофестиваль «Санкт-Петербург», задуманный основателем и учредителем кинофестиваля «Кинотавр» Марком Рудинштейном, в июле пройдет только в укороченной версии, в виде презентации, а полноценный вариант состоится лишь через год. Такое решение было принято на совещании у губернатора Санкт-Петербурга.
Фестиваль с изначально мирным названием «Золотой ангел» стал обрастать скандалами сразу же, как только был придуман. Первым претензии высказал директор Государственного Эрмитажа. Михаил Пиотровский был против того, чтобы действо проходило на Дворцовой площади. Именно перед Эрмитажем должен был вырасти кинофестивальный городок с амфитеатром, кинозалами, уличными экранами и точками общепита. Пиотровского полностью поддержал глава Роскультуры Михаил Швыдкой. Но за Рудинштейна горой встала Валентина Матвиенко, она гарантировала, что Эрмитажу не будет угрожать никакая опасность, и пообещала, что кинофестиваль не утопит площадь в мусоре. В итоге сошлись на том, что он все же будет проходить на Дворцовой, а вот кинозалы, рестораны будут вынесены за границы площади.
Затем посыпалась критика от конкурентов. Никита Михалков, президент Московского международного кинофестиваля, обозвал «Ангела» большой развесистой авантюрой и заявил, что он не пойдет на пользу российскому фестивальному движению.
В странную оппозицию вступили и центральные телеканалы, которые почему-то наотрез отказались от трансляции фестиваля. Ходят слухи, что этому поспособствовал Михалков. К слову, договоренности о трансляции нет до сих пор. Рудинштейн возлагает большие надежды лишь на питерский Пятый канал, который осенью выходит на федеральное вещание.
Проблемы возникли не только с телетрансляцией. Из-за саммита «большой восьмерки» начало фестиваля передвинули с 18 на 28 июля. И заодно по непонятной причине изменили название: после очередного заседания у Матвиенко фестиваль стал именоваться не «Золотым ангелом», а «Санкт-Петербургом». А за два месяца до начала Рудинштейн решается на кадровые перестановки – увольняет арт-директора фестиваля Ренату Режинас. Впрочем, сам он уверяет, что это увольнение в судьбе фестиваля никакой роли не сыграло.
В итоге все перипетии привели к тому, что фестиваль отложили на год. Ну а чтобы враги и недруги убедились, что фестиваль все же состоится, решено организовать его укороченную пятидневную версию. «Рекламный ролик» пройдет все же на Дворцовой площади, а из гостей ожидают Софи Лорен, Катрин Денев, Стивена Сигала, Орнелу Мути и Жерара Депардье.

Вера ЩИРОВА

"