Posted 21 марта 2013,, 20:00
Published 21 марта 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 05:20
Updated 8 марта, 05:20
Эксперты говорят, что театр покоряет онлайн-пространство в первую очередь с рекламной целью. В век цифровых технологий важно заинтересовать зрителя любой ценой. И чем больше людей благодаря Интернету узнают о том или ином спектакле, тем больше вероятность того, что билеты на эту постановку будут раскуплены.
Похоже, что об увеличении доходов театральной кассы забеспокоилось и государство. Так, в частности, департамент СМИ и рекламы Москвы создал на сайте YouTube канал «Золотая коллекция телевизионных версий спектаклей московских театров». У канала более 2,5 тыс. подписчиков и около 150 тыс. просмотров. Выложены спектакли «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» театра «Современник», телеверсия «Троянской войны не будет» Театра имени Станиславского, «Ревизор» Сергея Арцибашева, поставленный в Театре Маяковского...
Впрочем, не только государство, но также и бизнес заинтересован в инновационном сотрудничестве с театрами. Например, недавно партнером Театра имени Ермоловой в трансляции спектаклей на экранах Тверской улицы стала Лаборатория новых информационных технологий. Специалисты оснастили зрительный зал видеокамерами, смонтировали кабельную систему и в витрине театра на Тверской улице разместили мониторы. Худрук театра Олег Меньшиков рассказал: «Для нас онлайн-трансляции – интересный эксперимент. Столь необычным форматом мы хотим заинтересовать зрителя, который пока остается в стороне». Со временем Театр Ермоловой планирует транслировать эти спектакли в Сети, как порой делает «Мастерская Петра Фоменко».
Несколько московских театров взяли на вооружение показ спектаклей за деньги. Такая технология, уже давно принятая во всем мире, называется Video On Demand, то есть «видео по запросу». После оплаты банковской картой (сумма взноса везде примерно одинаковая – 300–400 рублей, что равняется стоимости самого дешевого билета на галерку) пользователь получает право одноразового просмотра спектакля текущего репертуара. Этим путем пошли РАМТ, «Маяковка», Театр имени Вахтангова. И победит здесь, то есть начнет получать прибыль благодаря такой инновации, тот, кто будет ответственно подходить к съемкам и выполнять их качественно.
Как рассказала выпускающий редактор журнала «Театр» Ада Шмерлинг, множество российских коллективов примерно года два назад взяли за правило показывать свои спектакли на различных интернет-ресурсах, а также устраивать онлайн-трансляции: «В советское время эту функцию выполняло телевидение. Благодаря телеспектаклям театральные актеры становились популярными – как, например, Алиса Фрейндлих, которую телезрители узнали задолго до выхода на экраны фильма «Служебный роман». Г-жа Шмерлинг посетовала, что коммерциализация российского телевидения пресекла стабильное развитие отечественного телетеатра: «Это обидно хотя бы потому, что в 1960–1980-х годах наше ТВ не только активно снимало телеверсии спектаклей, но и создавало собственные шедевры в таком особом жанре, как телеспектакль. Достаточно вспомнить целый ряд работ Анатолия Эфроса».
Мода на онлайн-трансляции захлестнула не только столичные театры: так, буквально в феврале на портале «Культура.рф» можно было посмотреть «Дом Бернарды Альбы» Ярославского театра имени Волкова в постановке Евгения Марчелли. За ним последовал показ «Циников» Мариенгофа в постановке Михаила Бычкова Камерного воронежского театра. Ориентация портала на яркие российские спектакли, многие из которых стали лауреатами театральных фестивалей или пока только собрали хорошую прессу, в какой-то мере заменяет регулярный телетеатр, которого было много на советском телевидении.
Новосибирский оперный театр тоже участвует в модном тренде: в рамках совместного проекта с известным порталом классики ParaClassics.com он начал трансляции своих спектаклей. Уже показано «Лебединое озеро» и «Корсар» в формате высокого разрешения HD (High Definition). Кстати, услугами компании ParaClassics пользуется и Михайловский театр Петербурга. Заранее широко анонсированные трансляции можно бесплатно смотреть на сайтах театра и самой компании.
Красноярский театр оперы и балета на своем сайте показал минувшей зимой премьеру модерн-балета «451 градус по Фаренгейту» и фестиваль «Парад звезд в оперном». А благодаря тому, что у Красноярского края хорошее материальное положение, такие акции более чем оправданны, поскольку Интернет есть даже в отдаленных селениях, где электричество добыто через альтернативные источники энергии.
«Это ведь только в Москве и Питере театр активно потребляется как форма досуга и наблюдается билетный театральный бум, причем хорошо продаются даже очень дорогие билеты, – отметила Ада Шмерлинг. – А в провинциальных городах, где нет многомиллионого населения и наплыва туристов, ротация театралов минимальна. Соответственно, заполняемость залов и кассовые показатели – тема проблемная. Провинциальные театры не могут рассчитывать только на «прикормленного», своего зрителя. Они просто вынуждены постоянно расширять «круги своего влияния», вовлекая в них тех, кто прежде никогда и не бывал в театре». Поэтому телевизионные показы спектаклей на центральных и местных каналах, а также интернет-трансляции на различных ресурсах, по мнению г-жи Шмерлинг, теперь рассматриваются театрами как дополнительный и весьма действенный инструмент рекламы.
Отдельного разговора заслуживает Большой театр, который наладил регулярные трансляции своих спектаклей. Правда, речь идет о такой своеобразной форме, как кинопоказ. Одну только «Баядерку» в постановке Юрия Григоровича в январе этого года могли посмотреть в прямой трансляции зрители 800 кинотеатров Европы, США, Бразилии и Японии. Заместитель гендиректора Большого Антон Гетман считает, что поскольку достигается стопроцентный «эффект присутствия», зрители оказываются в Большом театре без утомительного авиаперелета и получения визы.
В Москве самые дорогие кинопоказы спектаклей сегодня устраиваются в рамках сотрудничества с Metropoliten Opera. Программа называется «Вживую из Метрополитена: трансляции оперных спектаклей на киноэкранах мира». Билеты можно выкупать заранее, как в настоящую оперу. Стоимость билетов на такое кино – от 900 до 2400 рублей. Проект международный, в Россию пришел на шестом году существования, а за пять лет спектакли самого знаменитого оперного театра мира посмотрели около 2,5 млн. зрителей в 50 странах. Похоже, что театр в Сети и сам не знал о своем благородном и благотворном влиянии на человечество.
«По крупицам собираю звуковой архив»