Posted 20 августа 2008,, 20:00

Published 20 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Дипломатические хитрости

Дипломатические хитрости

20 августа 2008, 20:00
В Москве открылись сразу две выставки замечательного актера, культурного деятеля и атташе по культуре посольства Литвы в Москве Юозаса Будрайтиса. На первой представлены его фотографии, на второй – особенно уникальной – картины и графика. Наводя дипломатические мосты между Литвой и Россией, Будрайтис не стесняется пода

В одном из интервью Будрайтис поделился почти интимными переживаниями, которые он испытывает перед камерой – камера, по его словам, становится своего рода зеркалом, перед которым можно быть искренним и открытым. Находясь уже по другую сторону камеры, актер не теряет дорогой российскому зрителю искренности. Его портреты актеров, друзей, коллег – как раз «дневникового», очень личного свойства. Сдержанная черно-белая гамма оттеняет неторопливость и задушевность разговора с Мариной Нееловой, Донатасом Банионисом, Евгением Леоновым, Иннокентием Смоктуновским.

Между тем, если фотографии Будрайтиса – довольно хорошо известны и уже показывались, то куда как интереснее увидеть его опыты художника. И здесь зрителей и критиков ожидают два приятных открытия. Во-первых, уровень мастерства. Будрайтис виртуозно владеет офортом, акварелью, техникой коллажа. Его коллажная серия «Сценография» полна изощренных символов и сопоставлений: он соединяет изображение матери с ребенком и рукоплещущую толпу. Появляется особого рода аллюзия и на искусство, и на религиозный культ. В композиции «Игра по художественным правилам», от которой получила название и вся выставка, он создает нечто похожее на орденоносный бюст с многочисленными глазами вокруг. В некоторых из вещей – взять хотя бы «Сон в летнюю ночь» – особенно сильно ощущается прибалтийская традиция философского сюрреализма.

Вторая приятная черта Будрайтиса-художника – его непретенциозность, интеллигентность в европейском смысле слова. Отличной поддержкой служат ирония и особенно самоирония. Он пишет «Натюрморт из детства», подчеркивая, что игривый голубой фон – не испытание вкуса, а намеренный жест. Он создает картину «Мои цветы», противопоставляя ее «роскошным букетам» академистов. Здесь, скорее, какой-то ощетинившийся сорняк, сухостой. Иными словами, Будрайтис пребывает в умеренном модернистском лагере. Именно за это в советские времена и ценилась прибалтийская школа: вроде как и Европа, но сдержанная, душевная.

Заслуга то ли художника, то ли организаторов выставки, прочувствовавших его образы, но даже рамы для графических и коллажных работ имеют не последнее значение, привнося свой элемент «игры». Подернутые патиной, с тусклой позолотой или стилизованные под сельский минимализм с грубой мешковиной в качестве основы – все это еще и атмосфера литовских улиц и дворов. Руку – а скорее, даже метод любителя в «Игре по художественным правилам» выдает только отсутствие того, что в галерейной жизни называется «проектом». Четкая стратегия, глобальная идея в данном случае уступили место просто удовольствию от творчества. Оттого выставка приобретает еще и привкус ретро, шестидесятничества. Хотя для дипломата и государственного мужа как раз это – смелость и лучшая из всех возможных стратегий.

"