Posted 20 июля 2009,, 20:00

Published 20 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:29

Updated 8 марта, 07:29

Утомленные сальсой

Утомленные сальсой

20 июля 2009, 20:00
Фестиваль Viva Cuba прошел в минувшую субботу в столичном саду «Эрмитаж». На летнюю сцену по очереди вышли два коллектива – оркестр легендарного музыкального объединения Buena Vista Social Club и команда Cubanisimo. В один из первых жарких летних дней москвичи могли прилечь на травку и в таком положении насладиться кла

Десятилетие гламура приучило жителей российской столицы к стильному времяпрепровождению. Поэтому многие основательно подготовились к дню кубинской музыки и явились в сад «Эрмитаж» с сигарами, шляпами, в майках с Че Геварой, в стильном камуфляже и даже с кубинскими флагами. В итоге получился революционно-гламурно-ленивый коктейль в тех самых пропорциях, которые характерны и для самого Острова свободы. Добрая половина собравшихся весьма недурно танцевала сальсу. Менее стильно смотрелись очереди за неуместным в данной эстетике пивом по еще более неуместной цене – 200 рублей (самые ушлые заглянули в меню ресторана, где то же пиво давали по 120). «Пивная» часть тусовки тоже вынуждена была пританцовывать, поскольку туалетных кабинок явно не хватало. Те, кто пытался по-настоящему прочувствовать торжество момента, потягивали ром, мохито или, в крайнем случае, шампанское. Москва оттягивалась. Немало было и англоязычных граждан и выходцев из Латинской Америки. Какие-то наши девушки пришли в футболках с надписью Cuba Libre. У некоторых на голове были беретки с революционной пятиконечной звездой.

«Между Россией и Кубой существует какая-то мистическая связь», – такое послание россиянам передали музыканты через тур-менеджера. Глядя на московскую публику, казалось, что действительно связь существует, хотя понять ее природу с первого взгляда непросто. Может быть, это соединение вечного социализма и вечного пофигизма. Но это все не касается пристрастий в области искусства: в отличие от России кубинская музыка намного более солнечная и намного более расслабленная.

Коллективы с родины Фиделя Кастро, как правило, многочисленны. Оркестр Buena Vista Social Club состоял из трех перкуссионистов, трех вокалистов (двое мужчин и женщина), духовой секции, контрабасиста, гитариста, пианиста за белым роялем... Хотя по-настоящему жизнь коллектива после революции 1959 года возродилась только в 90-е, Buena Vista за эти годы стал известным мировым музыкальным брендом. Оркестр родил многих ведущих кубинских артистов – от Ибрагима Феррера до Омары Портуондо, а настоящую популярность этому уникальному «музыкальному клубу» принес немецкий режиссер Вим Вендерс, который со своим документальным фильмом о Buena Vista Social Club был номинирован на «Оскар». На этот раз музыканты приехали со своими менее раскрученными голосами, но отработали все равно очень достойно, показав вокальную разноголосицу и распространив палитру музыкальных стилей в диапазоне от easy listening до солнечного джаза. Впрочем, ассоциировать происходящее в «Эрмитаже» нужно было даже не с музыкальными стилями, а скорее с танцевальными. Временами концерт напоминал бесконечный джем-сейшн – словно музыканты уже отыграли безумно сложную программу и теперь от души наяривали на своих инструментах для себя. В «обязательную программу» вошли El Quatro de Tu La и, конечно же, Quantaramera – этакие кубинские «Подмосковные вечера», визитная карточка музыкальной Гаваны.

Группа Cubanisimo считалась хэдлайнером вечера и показала на толику больше профессионализма, чем предшествующий знаменитый оркестр. Это выражалось практически во всем: в чуть более профессиональном вокале, чуть более празднично-официальных костюмах, стройном звуке. Как результат, все посетители «Эрмитажа», занимавшиеся когда-то бальными танцами, закружились в сальсе, а остальные задымили своими сигарами гуще прежнего. На сцене, однако, все равно царствовал карнавал. А что, собственно, еще нужно теплым вечером разморенной от жары субботней Москве? Разве что продолжения банкета. У кубинцев и тут был бальзам на душу: всех, кому было мало праздника под открытым небом, ждала «вторая серия» в одном из столичных клубов.

"