Posted 20 марта 2014,, 20:00

Published 20 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:32

Updated 8 марта, 04:32

Прыжок на маленький экран

Прыжок на маленький экран

20 марта 2014, 20:00
Было время, причем совсем не так давно, когда кинозвезды и большие режиссеры старались обходить телевидение стороной. Сейчас благодаря громкому успеху ряда сериалов и в первую очередь «Настоящего детектива» с большого экрана на маленький повалили не только кинозвезды, но и известные режиссеры.

Большой успех сериала «Настоящий детектив», в котором снимались такие звезды первой величины, как Мэттью Макконэхи и Вуди Харрельсон, стал предвестником своего рода революции на телевидении, суть которой заключается в том, что сериалы полностью снимает один и тот же кинорежиссер. В случае с «Настоящим детективом» это Кэри Фукунага, известный, например, по римейку Джейн Эйр, в котором снялся Майкл Фассбендер.

«Кинорежиссеры давно флиртовали с телевидением, но они в подавляющем большинстве снимали лишь первые серии, – приводит лондонский Observer объяснение этой тенденции продюсером Ричардом Брауном.– На телевидение все делается быстро, но часто телесериалам не хватает «тяжелого вооружения» кино. С «Настоящим детективом» мы хотели принести на телевидение больше кинематографа и найти таким образом между ними золотую середину».

В данном конкретном телесериале произошли серьезные перемены в творческом и производственном процессе. Обычно на телевидении первую скрипку играют сценаристы и продюсеры. Однако в «Настоящем детективе», по словам Ричарда Брауна, одного из шести продюсеров, к которым, кстати, относятся и Макконэхи с Харрельсоном, в отношении творческого контроля наблюдается паритет.

На телевидении авторы сценариев первых серий обычно передают эстафету для последующих серий другим сценаристам. Однако в «Настоящем детективе» весь сценарий полностью написал Ник Пиццолато. Производственная команда тоже пришла не из телевидения, а из кино. Конечно, разделение полномочий в сфере творчества может показаться мелочью, но «Настоящий детектив» сейчас не только обрел мировую славу, но и стал очередным шагом во впечатляющей череде успехов Мэттью Макконэхи, который уже получил в этом году целую охапку наград в Америке, включая Оскара, за роль в «Далласском клубе покупателей».

Многие критики и специалисты шоу-бизнеса предсказывают, что «Настоящий детектив» станет предвестником новой эры на телевидении. Сериалы «сценарист-продюсер» типа «Сопрано», «Во все тяжкие» и «Прослушка», по их мнению, будут постепенно уступать место другому формату сериалов, в которых главную роль играют режиссеры.

«Создается ощущение, что большие кинорежиссеры увидели свой путь на телевидении, а раньше блуждали в потемках, потому что их роль была приниженной, – объясняет Браун. – Что-то типа «Настоящего детектива», где режиссер отвечает за весь сериал и полное его эстетическое видение, дает им возможность энергичнее вторгаться на телевидение. Это позволяет режиссерам с громкими именами рассказывать более длинные истории, которые помогают раскрыть характеры героев даже глубже, чем в кино».

Дэвид Финчер, хорошо известный по «Девушке с татуировкой дракона» и «Социальной сети», снял для американской потоковой телекомпании Netflix два заключительных эпизода «Карточного домика» и сейчас снимает «Утопию» для кабельного телеканала HBO. Режиссер «Лабиринта Пана» Гильермо дель Торо снял сериал под названием «Штамм». Оливер Стоун отметился «Нерассказанной историей Соединенных Штатов», посвященной малоизвестным, но важным событиям после Второй мировой войны, которую ему заказал кабельный телеканал Showtime. Роберт Редфорд делает документальные сериалы для CNN. На следующий день после сенсационного заявления Стивена Содерберга на прошлогоднем кинофестивале в Каннах об уходе на пенсию он уже приступил с Клайвом Оуэном к работе над «Ник», 10-серийным сериалом, действие которого разворачивается в нью-йоркской больнице Knickerbocker Hospital.

Перемены заметны и в экономике шоу-бизнеса. После забастовки киносценаристов в 2007 – 2008 годах количество сценаристов в кино снизилось на 35%, а количество картин крупных киностудий уменьшилось со 168 в 2008 году до 128 – в 2012-м.

На телевидении царит диаметрально противоположная картина. Для телесценаристов прошлый год был рекордным по заработкам. Они выросли на 10% частично благодаря гонорарам от таких потоковых телекомпаний, как Netflix. Значительно выросла и занятость среди представителей этой профессии.

По мнению колумниста Дэвида Карра, которым он поделился на прошлой неделе с читателями New York Times, расцвет телевидения был заметен даже на церемонии награждения «Оскарами». Он обратил внимание на то, что известная телеведущая и ведущая церемонии Эллен Дедженерес обращалась с кинозвездами первой величины как с простыми смертными: кормила пиццей, заставляла сниматься на селфи и т.д.

Это, кстати, полностью соответствует схожей тенденции на телевидении изображать жизни реальных людей, а не выдуманных. Это дало телевидению сложные сюжеты и героев не только с положительными, но и с отрицательными чертами, чего ему раньше не хватало. Карра беспокоит, что расцвет маленького экрана отвлекает народ от печатного слова и социального общения. В то времякак зрительская аудитория телевидения растет, другие медиа-источники, например, журнальный бизнес, продолжают терять клиентов.

Актеры и кинорежиссеры энергично пользуются благами золотого века телевидения, одним из которых, к примеру, является резкий рост экранного времени.

Специалисты обращают внимание еще на пару особенностей последнего времени: «сериальный запой», просмотр нескольких эпизодов друг за другом без перерыва, и отказ зрителей от… телевидения и покупка продуктов напрямую у потоковых компаний, таких, как, скажем, Netflix, что позволяет им не обращать внимание на реализацию. Потоковые компании к тому же совершенно не интересует количество зрителей. Их главная забота – получить как можно больше подписчиков. Это, естественно, открывает новые возможности, но имеет и минусы. Например, при «запое» исчезает нарастание напряжения в преддверии заключительной серии.

"