Posted 19 сентября 2007,, 20:00

Published 19 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:25

Updated 8 марта, 08:25

Британия тоже трещит

19 сентября 2007, 20:00
Британские ученые всерьез обеспокоились состоянием своих замков. Внимание исследователей привлекли те сооружения, вблизи которых организуются концерты и прочие массовые мероприятия. В частности, проверки были проведены в старинном тюдоровском замке Hampton Court, у стен которого ежегодно проводится трехнедельный музыка

От грохота низкочастотных басов стены и стекла замка Hampton Court заметно дрожали. Перемещались даже предметы интерьера – к примеру, ценные вазы на скользких каминных полках. Такими аномальными явлениями отозвался на памятнике архитектуры последний музыкальный фестиваль, прошедший у стен замка. Вот почему ученые, испугавшись возможного разрушения конструкции, попросили власти наложить более строгие ограничения на громкость звука, способного, по их мнению, значительно повредить кирпичную кладку. Более того, датчиками для измерения вибрации, установленными в замке, отныне решено оснастить и другие популярные «концертные» места, среди которых – знаменитые Тауэр и Кенсингтонский дворец. Легко догадаться, какими издержками и потерями грозит это нововведение организаторам шумных мероприятий.

Проблемой сохранения памятников от громкой музыки англичане озаботились, похоже, глядя на Россию, где уже не первый год ведутся споры о концертах на Дворцовой площади в Петербурге и Васильевском спуске в Москве. В первом случае повреждения грозят Эрмитажу, во втором – собору Василия Блаженного. У нас предметы внутри памятников не перемещаются, да и персоны, желающие выступить на главных площадях, сплошь статусные. Западных звезд нередко посещает желание спеть именно на Красной или Дворцовой площади, а отказывать Полу Маккартни или Элтону Джону неудобно. Меломаны тоже оказываются в выигрыше: концерт рок- и поп-звезд под открытым небом, да еще и в красивейшем историческом месте сильно отличается от такого же выступления в четырех стенах. Кроме того, два года назад на Васильевском спуске проходил статусный концерт Live 8 (в масштабном благотворительном проекте участвовали сразу восемь городов мира), и переносить важный для имиджа Москвы концерт в Марьино или Бирюлево не решились – Россия в таком случае просто выпала бы из списка городов – участников фестиваля. Поэтому собору Василия Блаженного, похоже, так или иначе придется стоически держать музыкальный удар.

Между тем столичный комитет по культуре забеспокоился состоянием собора Василия Блаженного еще около двух лет назад, однако по-настоящему серьезных исследований до сих пор никто там не проводил. Храм стоит на насыпи и, по мнению специалистов, под влиянием мощной звуковой волны способен «скользить» по склону. Угрожают концерты и внутреннему убранству исторического памятника – фрески и иконы могут осыпаться. В опасности, как оказалось, находится даже ГУМ: некоторые заявляют, что его здание ежегодно смещается на несколько миллиметров в сторону реки.

Впрочем, если в Москве эти предположения математическими измерениями пока не подтверждены, руководство Эрмитажа буквально решило подсчитать опасные децибелы. Эксперимент был проведен с картиной французского художника Клода Желе – лазерный луч фиксировал вибрации полотна во время августовского концерта Rolling Stones на Дворцовой площади. Тряска оказалась значительной, а сила звука, также измеренная специальными приборами, превысила допустимую норму в 85 децибел. Главными «врагами» конструкции, по мнению инженеров, оказались бас-гитара и большой барабан – именно благодаря им уровень шума у стен Эрмитажа был сравним с силой звука работающего реактивного двигателя.

Директорат Эрмитажа в своей борьбе с рок-кумирами не сдается и готов предоставить официальные данные всем организациям, способным запретить концерты на Дворцовой площади. Как оказалось, жалобы вызваны не только звуком, но и содержанием проводимых в исторических местах мероприятий. Речь идет об эстетической стороне рок-концертов, которая, по мнению некоторых чиновников, противоречит историческому значению места. Отрицательно к подобным «постмодернистским пляскам на костях», как выразился один из священников, относится и Московская патриархия.

Впрочем, если отталкиваться от расчетов британских ученых, то запретить придется не только концерты, но и митинги, привлекающие большое число участников, и даже фейерверки. Пока же будем надеяться на то, что старинные вазы в британском замке не разобьются о каменный пол, а знаменитый храм на Красной площади не съедет с холма в глубины Москвы-реки.

"