Posted 19 июля 2009,, 20:00

Published 19 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:29

Updated 8 марта, 07:29

Добазарились

Добазарились

19 июля 2009, 20:00
Белорусский фестиваль «Славянский базар» завершился в минувшую пятницу традиционным «звездопадом» из российских знаменитостей, преимущественно с поп-фланга. Торжественное закрытие посетили разнокалиберные персонажи отечественной эстрады – Иосиф Кобзон, Олег Митяев, Варвара, Надежда Кадышева, Борис Моисеев, Александра П

Победитель «Евровидения» Александр Рыбак уехал с фестиваля едва ли не быстрее всех, чем вызвал большой переполох в стане флегматичных завсегдатаев «Славянского базара». Много было разговоров о том, что у Рыбака сверхъестественный райдер (то есть список требований к организаторам). Организаторы фестиваля плохо скрывали раздражение тем, что парень, получивший известность всего каких-то пару месяцев назад, требует номер люкс, «Мерседес», трехразовое питание, охрану себе и охрану в гримерку, темные шторы в номере, воду без газа, оплаченные мини-бары, пиво, лимонад, жевательную резинку, ароматические свечи, 20 бананов, 10 нектаринов и так далее. В принципе в Витебске не очень принято «выпендриваться» в отношении райдера: отечественные артисты давно усвоили, что, несмотря на построенные специально к фестивалю гостиницы, жить тут нужно скромно и «в полевых условиях». Кроме прочего Рыбаку, вырвавшемуся из норвежского тура буквально на сутки, нужно было быстро добраться до города, а местный аэропорт принимает всего несколько регулярных рейсов в неделю. В общем, тут не слишком довольны, что 23-летний белорусский норвежец затребовал к себе внимания столько же, сколько Пугачева, тем не менее суета вокруг него пойдет на пользу фестивалю, который российское телевидение в этом году демонстрировало показательно мало.

Как и Александр Рыбак, ненадолго заехал на «Базар» Николай Расторгуев. Группа «Любэ» не участвовала ни в каких «сборных концертах», а дала единственный сольник под «рубрикой» «Мастера искусств Москвы». На самом деле команда показала уже обкатанную в Кремле программу «Свои 20 лет», только укороченную. И сама эта программа вряд ли вызвала бы большой интерес, если бы не серьезные проблемы со здоровьем у Николая Расторгуева. После тяжелой операции по пересадке почки лидер «Любэ» выглядел, конечно, не столь бодрым, как на кремлевской премьере, но держался молодцом и программу (это первый сольник группы после болезни ее лидера) отыграл достойно. В итоге сцена оказалась буквально завалена цветами. А на все вопросы о здоровье Николай отвечал за кулисами по-армейски кратко: «Пока не помер».

Забавный казус произошел во время концерта Валерия Меладзе. Один из зрителей, подаривший ему цветы, решил остаться на сцене и попросил Меладзе спеть с ним дуэтом песню «Актриса». Музыкант смутился даже не от нескромной просьбы, а от другой реплики навязчивого поклонника: «Теперь я убедился, что концерт идет вживую». «А что, раньше это было непонятно?» – удивился Валерий. Недоверчивый фанат пел, между прочим, неплохо, правда, высоковато, и Меладзе то и дело показывал ему, что надо бы ниже.

Как и в прежние годы, на «Славянском базаре» было немало мероприятий «статусных», важных скорее в политическом смысле, чем с точки зрения творчества. Белорусские эстрадно-песенные программы изобиловали патриотическими песнопениями. Пахмутова с Добронравовым, например, привезли с собой новую песню «Любовь и радость – Беларусь», которую спела Ирина Дорофеева. К счастью, лидер ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко в этот раз приехал в Витебск без явной политической «заказухи», зато на сцене с ним все больше разных случайных детей и родственников, снижающих и без того невысокий уровень сборных программ. Самым, пожалуй, протокольным получилось мероприятие с участием главы администрации президента России Сергея Нарышкина. Он передал в дар витебскому Художественному музею шесть копий картин Ильи Репина, оригиналы которых хранятся в Русском музее в Петербурге и столичной Третьяковке.

Приятно удивил в этом году День России на «Славянском базаре». Наконец-то наша страна не стала козырять ни Олегом Газмановым, ни кокошниками, ни чукотскими оленями, а сделала ставку на классическое искусство, прежде всего на балет с участием солистов Большого театра и Мариинки. Уровень был очень приличным – на сцену вышли, к примеру, Андрис и Илзе Лиепа. Академический балет к середине программы сменился современной хореографией. Завершился «русский бал» все-таки песенной программой, но в некотором смысле утонченной, в которой солировал Александр Малинин.

Богатой выдалась в этом году и театральная часть фестиваля. Жители Витебска могли посмотреть не только московские антрепризы (как неудачные, зато с участием известных лиц, так и неплохие комедии положений, но без звезд). Но правил бал, конечно, столичный театр «На Юго-Западе». Труппа во главе с худруком Валерием Беляковичем показала два спектакля, что называется, «с мыслью». Первый – трагифарс «Куклы», второй – «Мастер и Маргарита». Показал себя и Рижский русский театр с постановкой «Одесса, город колдовской» на основе музыки Раймонда Паулса. Сам маэстро лично присутствовал на спектакле.

Концерт закрытия «Славянского базара», как всегда, оказался «сборной солянкой» – от Иосифа Кобзона до Бориса Моисеева (первый спел дуэтом с Дианой Гурцкой, второй – с белорусской «колбасной принцессой» Анжеликой Агурбаш). Появился на сцене Олег Митяев, исполнивший сакраментальное «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и «Вакхическую песню» на стихи Пушкина. Российско-белорусская дружба неожиданно нашла себя даже в репертуаре «Хора Турецкого»: статные парни впервые включили в свой репертуар белорусскую песню «А я лягу-прилягу».

"