Posted 19 июня 2013,, 20:00

Published 19 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:59

Updated 8 марта, 04:59

Кто родине был ценен

Кто родине был ценен

19 июня 2013, 20:00
В Мультимедиа Арт Музее работает выставка «Формула времени» знаменитого советского фотографа Всеволода Тарасевича. Его идейно выдержанные снимки широко публиковались в пропагандистских целях – представить Западу достойный облик СССР. Одним из составляющих этого облика стали портреты ученых. «Научные серии» Тарасевича о

Самый знаменитый кадр Тарасевича получил в 1963 году престижную награду мирового конкурса World Press Photo. Средних лет ученый в белой рубашке стоит у огромной доски, полностью исписанной формулами. Складывается полное ощущение, что фотограф застал гения в тот самый момент, когда тот решил нерешаемую задачу. Зная условия голландского конкурса, избегающего постановочности и всякого рода подтасовок, понимаешь, что означенные формулы никто не проверил. Иначе выяснили бы, что это довольно случайное нагромождение цифр и знаков: Тарасевич сам придумал композицию заранее. Однако действие снимка такое, что ему безоговорочно веришь, – вот таким и должен быть советский ученый, задавленный формулами и отрешенный от мещанских соблазнов.

Все, кто пишет и говорит о Всеволоде Тарасевиче, обязательно упоминают научную романтику 1960–1970-х годов. Когда городки или общежития физиков и математиков превращались в клубы, на вечеринках и на пикниках до хрипоты спорили о теории относительности, знакомились и делали предложения руки и сердца в лабораториях, когда советские ученые получали Нобелевские премии. Фотограф всеми способами поддерживал этот интеллектуальный миф. Вместо партийного функционера у него возникает идеал научного деятеля, работающего не на сегодняшний, а уже на завтрашний день (когда по завету Хрущева коммунизм окончательно наступит и человек начнет свободно реализовывать свои способности).

Удивительно, что ученый-физик на снимках Тарасевича 1960-х перенял и «творчески переработал» родовые черты летчиков, главных героев предыдущей эпохи 1930–1940-х годов. Он тоже существует в герметичном, замкнутом пространстве, отгорожен от внешнего мира, обладает «тайными знаниями», недоступными широким массам, занимается активными видами спорта (на выставке довольно много фотографий с лыжных прогулок), наконец, уносится от обыденности в немыслимые высоты. Стоит заметить, что и само государство почти приравняло научных сотрудников к военным – особенно когда дело касалось атомной физики, окутанной ореолом секретности и государственной тайны.

Более молодое поколение, попадавшее в объектив корреспондента АПН (самого мощного советского фоторупора Агентства печати «Новости»), шло по пути новых «отцов»: оно устремлялось уже не в действующую армию или на воздушные полигоны, а в МГУ, превратившийся в кузницу молодых талантов. Одни из самых ярких и привлекательных кадров на выставке сняты как раз в университетских коридорах. Не беда, что в них также узнается типичный подход Тарасевича, умевшего правильно срежиссировать ситуацию. Главное, чтобы, глядя на творения фотожурналиста, послевоенное поколение осознало приоритет созерцательного труда, важность мысли и чувства, а не решительного действия.

Сегодня все эти снимки, оцененные и у нас, и на Западе, воспринимаются с двойным скепсисом. Во-первых, начинаешь понимать всю тщетность попыток интеллектуалов отгородиться от системных проблем – масса все равно возьмет свое и задавит даже самые светлые идеи, превратив формулы в набор партийного пустословия. Во-вторых, еще большая горечь охватывает от безвозвратно ушедшего уважения к фундаментальной науке. Все, кто положит снимки Тарасевича из Института физики высоких энергий в Протвино, Института биологической физики РАН в Пущино, научного центра РАН в Черноголовке рядом с каким-нибудь репортажем из нынешнего «Сколково», увидят огромную пропасть. Тем, кто восхищался фотоотчетами АП «Новости» в 1960–1970-х, и в голову не могло прийти, что в российском академгородке можно будет «прокручивать» и класть в собственный карман миллионы американских (то есть государственных) долларов.

"