Posted 19 февраля 2006,, 21:00

Published 19 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

Эстетика неврозов

Эстетика неврозов

19 февраля 2006, 21:00
В субботу завершился главный киносмотр февраля, на Берлинале розданы все его золотые и серебряные медведи. И можно констатировать, что решения фестивального жюри были зачастую продиктованы не столько художественными, сколько политкорректными соображениями. Так, имея в конкурсе с десяток прославленных во всем мире имен,

Событием последних дней на Берлинале стал фильм Сидни Люмета. 82-летний режиссер, автор культовой картины «12 разгневанных мужчин» (сумевший 50 лет назад увлечь зрителей всего мира словесной перепалкой дюжины американских присяжных во главе с Генри Фондой, запертых в маленькой комнате на полтора часа экранного времени) не растерял и сегодня своего дара блестящего постановщика фильмов о судебных процессах. Его гангстерская драма «Признайте меня виновным», основанная на материалах реального судебного процесса, впечатлила немецкую публику прежде всего блестящей игрой исполнителя главной роли Вина Дизела. Его герой Джакомо провел в тюрьме более половины своей жизни. Понятно, что американскому актеру приз на европейском фестивале не светит, но Дизел вполне его заслужил. Энергетика актера заражает зрителей, вовлекает в судьбу обвиняемого, вызывает сочувствие к этому, с одной стороны, убийце, гангстеру и, как мы обманываемся вначале, предателю своих близких, с другой – к сильному мужчине со своей логикой жизни, со своей правдой, со своим высоко развитым чувством ответственности перед семьей, кланом. Но Люмет все же режиссер типично американский, и его фильм, который представляет собой лучшее, что было в Голливуде классического периода, не может не покарать зло.

Фильмография Клода Шаброля скоро не будет влезать ни в один каталог. Прославленный и весьма плодовитый 75-летний француз начиная с конца 60-х регулярно делает по фильму в год (при поддержке семьи: в титрах «Комедии власти» фамилия Шаброль встречается раза четыре). Правда, последние годы он тянет режиссерскую лямку как бы нехотя, из-под силы, в отличие от Люмета и буквально вымучивает свою скучную, тягучую судебную волынку. Его картина «Комедия власти» кажется неимоверно растянутой. Изабель Юппер с присущим ей мастерством играет здесь судью, которая пытается распутать змеиный клубок коррумпированной власти, контролирующей госденьги. По стандартной схеме, когда «пиранья», как ее за глаза называют добрые коллеги, приближается к раскрытию преступлений шайки олигархов, ее чрезмерное усердие останавливают трусливые начальники советом поехать куда-нибудь отдохнуть и расслабиться. Но она просто посылает всех куда подальше. И тогда ей дают напарницу. Идея начальства заключалась в том, что решено было столкнуть лбами двух авторитарных женщин, предполагая, что они съедят друг друга как пауки в банке. В соподельницы «пиранье» подсовывают такую же, как она, упертую даму. Но, к вящему удивлению недругов, они вполне поладили и стали союзницами.

Залетевший в последнюю минуту в официальную программу еще один американский фильм «Ночной слушатель» оказался сюрпризом приятным. Очень хорош здесь Робин Уильямс, который играет не привычную для себя комическую, но серьезную, почти трагическую роль пожилого одинокого писателя с большим сердцем. Его маленький закрытый мир раздвигается, когда он оказывается вовлеченным в такую же, как у него, несчастливую жизнь прикованного к постели мальчика и его слепой мачехи. Умело вплетенный в психологическую драму саспенс придает еще больше остроты этой картине.

Вообще надо сказать, что подбор американских картин оказался в целом неплохим, и они заметно оживили вялотекущую европейскую жизнь на экране. Авторы фильмов пытались драматизировать действие с помощью наркотиков, сексуальной дезориентации, крови, транссексуалов с собаками («Мыло», реж. Пернилле Фишер Кристенсен), психов-насильников («Свободная воля», реж. Матиас Гласнер), эпилептичек-экзорцисток («Реквием», реж. Ханс-Кристиан Шмид) и проч.

Эти европейские неврозы и стали героями фестиваля. Приз за лучшую женскую роль получила Сандра Хюллер (эпилептичка из «Реквиема»). Приз за выдающийся художественный вклад – Юрген Фогель (псих-насильник из «Свободной воли», он же продюсер фильма). Приз за лучшую мужскую роль достался Морицу Блейтбрау (в «Элементарных частицах» Оскара Релера он сыграл одного из двух братьев, сексуально озабоченного).

То, что совсем уж озадачило на церемонии вручения призов (впервые за историю Берлинале была отменена традиционная пресс-конференция, где журналисты узнавали имена победителей чуть раньше других), – это приз за лучшую музыку. Его вручили заурядному китайскому фильму «Изабелла» (композитор Петер Кам) – видимо, за то, что музыки там было очень много, так много, что не заметить ее было просто невозможно, и она, хоть и до отчаяния назойливая, была все же лучше, чем остальные неприятные звуки в этой шумной, крикливой картине.

Англичане Майкл Уинтерботтом и Мэт Уайткросс хоть и сделали свою полудокументальную картину «Дорога в Гуантанамо» по накатанным антитеррористским рецептам, все же действительно были мастеровитее остальных, за что и были названы лучшими режиссерами.

При всей скромности конкурса жюри оказалось настолько щедрым, что Серебряного медведя поделило между вышеупомянутым «Мылом», которому достался и приз за лучший дебют, и картиной «Офсайт» иранца Джафара Панахи (оставить без приза Восток было бы неполиткорректно).

Что касается Золотого берлинского медведя, его получила неплохая боснийская лента на тему поствоенного синдрома – «Грбавица» Ясмилы Жбанич, показанная в самом начале фестиваля и почти забытая к его концу, но, как выяснилось, не жюри.

"