Posted 19 февраля 2006,, 21:00

Published 19 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

Опера тоже шоу

Опера тоже шоу

19 февраля 2006, 21:00
Первый спектакль «Золотой маски» сыграли на Новой сцене Большого театра задолго до начала фестиваля. Мариинский театр представил публике и жюри одного из фаворитов оперной программы – «Путешествие в Реймс» Джоаккино Россини. Для этого спектакля пришлось закрыть оркестровую яму и соединить сцену с залом длинным белоснеж

Мариинский театр связан с мировым музыкальным пространством гораздо теснее других отечественных театров. Оперные звезды и именитые дирижеры обычно попадают в Россию через «санкт-петербургское окно», впервые выступая в Мариинке или на фестивале «Белые ночи». Помимо этого, Валерий Гергиев экспериментирует с режиссурой, находя талантливых людей в разных концах Европы. Одна из таких находок – постановщик «Путешествия в Реймс», актер и режиссер Ален Маратра. Молодой француз работал с Питером Бруком, играл в его легендарном спектакле-эпосе «Махабхарата» и был инструктором по боевым искусствам. Занимаясь режиссурой, он успевает сниматься в кино и играть в театре: два года назад сыграл в «Чайке» Тригорина. Поставил массу современных опер, для одной из них написав либретто вместе с Мстиславом Ростроповичем, и освоил жанр музыкального шоу. Такого профессионала ничем не испугаешь – даже оперой Россини «Путешествие в Реймс», которая становится суровым испытанием для любого режиссера.

Маратра добился почти невозможного: «Путешествие в Реймс» интересно не только слушать, но и смотреть. Каждое действие героев логично, четко, обоснованно и нисколько не противоречит музыке. А режиссерская фантазия не знает границ. Маратра, как иллюзионист Копперфильд, мастерски обыгрывает все, даже паузы. Особенно эффектно получилось начало спектакля. Певцы и оркестранты с чемоданами и музыкальными инструментами стали пробираться по сцене через зрительный зал, на ходу здороваясь со зрителями. Последним вышел Валерий Гергиев в накинутом на плечи черном пальто и шляпе. Маэстро взмахнул палочкой как фокусник, висевший на сцене трехцветный французский флаг унесся куда-то в сторону, и оказалось, что за ним сидит оркестр. А две певицы сняли с маэстро пальто и утащили его за кулисы, стараясь вырвать друг у друга. Длиннющие арии совпадали с действием, как детали конструктора Лего. Распевая одну из них, парижская модница графиня де Фольвиль демонстрировала наряд на подиуме. Потом в действие включились зрители: служанка графини попросила переправить на сцену огромную полосатую коробку, и она поплыла над рядами. Наряды певцов отлично сгодились бы для какой-нибудь шоу-программы. Туалет поэтессы Коринны – белая пушистая копна из перьев и шелка, подсвеченная неоновыми лампочками, сорвал аплодисменты. По части смешных моментов «Путешествие в Реймс» тоже не уступало шоу-программам. К примеру, путешественник из России граф Либенскоф выехал на сцену в папахе и на белом коне. А флейтистка (Аглая Шуплякова) в дуэте сначала убегала от наседавшего на нее певца, а потом перешла в наступление и загнала нахала под скамейку. Спектакль прошел на одном дыхании, певцы Академии Мариинского театра прекрасно справились со своими партиями. И хотя основной конкурс «Золотой маски» еще впереди, нет сомнений, что «Путешествие в Реймс» – один из лучших спектаклей нынешнего фестиваля.

"