Posted 18 апреля 2013,, 20:00

Published 18 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:04

Updated 8 марта, 05:04

Висла в шестой раз дотекла до Москвы

Висла в шестой раз дотекла до Москвы

18 апреля 2013, 20:00
Начавшись в столице, VI фестиваль польского кино «Висла» поедет по России – в Екатеринбург, Нижний Новгород, Калининград и другие города. Почетный гость «Вислы» – наш старый добрый знакомец капитан Клосс, он же Станислав Микульский, который представит новый фильм со своим участием – «Ставка больше, чем смерть».

За шесть лет «Висла» только в конкурсной программе показала российским зрителям свыше 60 современных польских фильмов, снятых более чем 50 режиссерами. Это целый континент, который на протяжении почти 20 предшествующих лет был практически недоступен, так как в массовый российский кинопрокат польские картины, за исключением пары комедий Юлиуша Махульского, не выходили. Благодаря фестивалю российские зрители смогли познакомиться не только с кинематографом Польши, но и с ее жизнью, историей и культурой. Старым киноманам приятно видеть, что в современных фильмах живут традиции великого польского кинематографа 60-х – 80-х годов прошлого столетия и проявляются лучшие национальные качества: гордый дух, достоинство и гражданственность.

В этом году россияне увидят более 30 польских фильмов, снятых за последние два года. 12 из них вошли в конкурсную программу, которую предстоит оценить российским кинокритикам. Среди этой дюжины – номинированная на «Оскар» драма Агнешки Холланд «В темноте», действие которой происходит в оккупированном фашистами Львове, а действующие лица – прячущиеся в канализации евреи. Картина наверняка вызовет противоречивые мнения и даже обвинения в искажении исторической правды, так как взгляд одной нации на другие заметно отличается от их собственного взгляда на себя.

К более близкому прошлому обращается фильм Вольдемара Кшистека «80 миллионов», где речь идет о том, как перед введением военного положения активисты «Солидарности» сумели снять с профсоюзного счета в банке общие деньги и при содействии католических священников уберечь их от лап госбезопасности в лице ретивого капитана Собчака, великолепно сыгранного Петром Гловацким. И снова война – на этот раз в партизанской драме Марцина Кшышталовича «Облава», перекликающейся с прошлогодней лентой Сергея Лозницы «В тумане» и столь же остро ставящей вопрос, возможно ли сохранить человеческое достоинство в совершенно бесчеловечное время. Но не менее жестокой предстает современность – в фильме Яна Якуба Кольски «Убить бобра», героем которого (как и в «Облаве») является убийца, а также в картине «Супермаркет» Мацея Жака, где безжалостным негодяем оказывается начальник охраны большого магазина.

Есть что посмотреть и тем, кто предпочитает более легкие жанры – например, фильм Петра Тшакальски «Мой велосипед», в котором три представителя разных поколений одной семьи ищут бабушку, ушедшую от деда к другому старику, но вместо нее находят взаимопонимание. Или рэп-фильм «Ты Бог» Лешека Давида, посвященный известной польской хип-хоп группе «Пактофоника». А любителям пикантного предназначены «Без стыда» Филиппа Марчевского о взаимной тяге сводных брата и сестры, и две ленты Малгожаты Шумовски: «Откровения» с Жюльет Бинош, играющей журналистку, которая пишет очерк о проститутках и сталкивается с сексуальными проблемами своего круга, и «Во имя», в центре которой священник, травмированный своей гомосексуальностью.

Специальное событие VI фестиваля «Висла» – ретроспектива работ известного польского режиссера Марека Котерского. Среди них его комедии «Порно» и «День психа», наделавшие много шума, а также драмы, включая недавнюю «Бабы устроены как-то иначе».

"