Posted 18 апреля 2004,, 20:00

Published 18 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

На вернисаж – за милым другом

На вернисаж – за милым другом

18 апреля 2004, 20:00
В «Галерее на Смоленской набережной» открылась выставка живописи Людмилы Попенко. Впрочем, эта выставка стала событием не столько художественной, сколько светской жизни Москвы.

Помните, с чего начинается сериал «Секс в большом городе»? Сара Джессика Паркер рассказывает грустную историю англичанки, приехавшей в Нью-Йорк. Истинная леди сразу познакомилась с поджарым красавцем с доходом в 2 миллиона долларов, имела с ним wonderful sex, осмотрела будущее семейное гнездо, а через две недели была благополучно брошена. Мораль по-сериальному незатейлива: никому не доверяй (даже в постели). Но в данном случае нас занимает совсем другой вопрос: а где, собственно, англичанка так быстро нашла пусть недельного, но шикарного любовника? «Там, где и все находят, – отвечает всезнающая Сара, – на открытии новой галереи».

Для наших дам этот способ знакомств пока нов и непривычен. Но таит большой потенциал. Как раз в «Галерее на Набережной» возможности для знакомства самые благоприятные. Три части коктейля «Светский флирт» – картины, вечерние платья и фуршет – задели, казалось бы, умолкшие душевные струны. Стоя у полотна «Милый друг» (девушка в белых панталонах играет с пуделем, стоимость – 4700 у.е.), хотелось: а) разговора об Искусстве, б) приятного общения в стиле картины с девушкой в панталонах и с пуделем, в) продолжения вечера в более интимной обстановке. Тем более что и атмосфера вокруг располагала. Константин Боровой вальяжно курсирует с бокалом белого вина. Декольтированные дамы в шифоновых накидках. Скрипач из «Виртуозов Москвы» (говорят, один из совладельцев галереи) играет соло. На стенах расслабленная модерновая палитра с сюжетами из парижских кафешантанов (есть даже «Курительница опиума»).

Пусть бросит в себя камень тот, кто увидел здесь иронию критика. Речь идет о серьезных вещах. Помнится, английская газета «Гардиан» провела исследование и выяснила, что самый продуктивный (в смысле интимных контактов) способ досуга – посещение музеев. В кино слишком темно, в консерватории и театре нельзя разговаривать, есть и пить, дискотека и клуб не для солидных интеллектуалов. Живопись же, с одной стороны, располагает к культурному общению, с другой, не мешает заниматься чем-то еще (гулять и разглядывать публику). Добавим еще музейный полушепот – и полный ажур.

Впрочем, все эти буржуазные прелести пока плохо работают в московских условиях. Наши музеи собирают в основном детские экскурсии или семейные кланы (с бегающими детьми и орущими на них смотрительницами). В галереи современного искусства (уж поверьте завсегдатаю) приходят всем надоевшие арт-критики и местная тусовка из растрепанных художников и их экзальтированных подруг. В итоге приличному человеку, любящему Искусство, просто некуда пойти.

К слову сказать, некоторые столичные кафе и рестораны интуитивно почувствовали благотворную силу ИЗО и уже начали развешивать по стенам что-то типа выставок. Но там картины на стенах – гарнир к реальным блюдам, на них никто не смотрит. Зайдя однажды в ресторан «Лез Артист» на расхваленную в модном журнале фотовыставку, я был для начала ошарашен пятиметровой волной презрительных взглядов от чинно жующих и пьющих господ. Официант завершил процедуру: «Где присядете? Просто посмотреть?! Понятно...» – с подтекстом: «Ходят тут всякие!».

Короче, московские галереи и музеи заботятся о чем угодно, но только не о приятном времяпрепровождении. Где социальная функция искусства? В этом смысле критики могут сколько угодно издеваться над кичевыми выставками в дорогих салонах, над картинами в ажурных рамах, над Шиловым-Андриякой. Но как раз они как умеют обслуживают интимную тягу к красивой жизни. Ради такого дела я готов даже смириться и с «Милым другом», и с «Ночной красавицей», и с «Девочкой в черной накидке» из галереи на Смоленской набережной.




В бывшем Музее революции выставлены картины арт-революционеров ХХ века

"