Posted 17 сентября 2012,, 20:00

Published 17 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Кружева и «бумажные образа»

Кружева и «бумажные образа»

17 сентября 2012, 20:00
Сразу две масштабные выставки Русского музея посвящены народному искусству. Строгановский дворец представляет подзоры – декорированные вышитыми, ткаными и кружевными узорами края простыней, украшавшие свадебную постель и входившие в состав приданого. В Мраморном дворце экспонируются образцы духовной народной гравюры (п

Из-за своей дешевизны «бумажные образа», как иначе называли народную икону, пользовались значительным спросом. И целые села жили тем, что раскрашивали картинки, организовав лубочный промысел. Технологически это могло происходить, как на представленном в экспозиции полотне мастера жанровой живописи Николая Ефимова «Старушка, раскрашивающая лубочные картинки» (1876), то есть кисточкой и за столом. Но могло быть и иначе, когда листы раскладывались прямо на полу, а ползающие вокруг женщины и дети раскрашивали изображение обмакнутым в краску пальцем. Краски использовали самые дешевые – минеральные. Обилие в работах первой трети XIX века оранжевого цвета связано не с особенностями художественного замысла, а... с предельно низкой стоимостью оранжевого тона.

В конце XVII столетия народную картинку печатали на бумаге деревянными досками, начиная с двадцатых годов XVIII века – медными, во второй половине XIX – с литографского камня... Технический взрыв в полиграфической промышленности начала XX столетия и массовое появление цветной печати сделали возможности лубка практически безграничными.

Что до сюжетов, то они «переходили» в лубки из икон или же черпались в работах профессиональных художников, возникая в переработанном и адаптированном к народному восприятию виде. На выставке можно оценить иконографическую близость произведений народного искусства и профессиональной гравюры. Особый интерес представляют работы, выполненные в мастерской слободы Мстера Владимирской губернии, которая принадлежала крестьянину Ивану Голышеву – единственному мастеру, не только воспроизводившему чужое, но и рисовавшему самостоятельно, так как он был художником, закончившим Строгановское училище в Москве...

«Народная икона» свидетельствовала о более чем скромном достатке своего владельца. Простынями с подзорами могла похвастаться далеко не каждая семья. Когда и откуда эта традиция появилась в русском быту – доподлинно неизвестно. Самое раннее «документальное» свидетельство о вышивке на простынях относится к 1701 году и связано с девушкой из рода Юматовых, получившей в приданое среди прочего «две расшитые простыни».

Увлечение вышивкой было распространено в середине XVIII – начале XIX веков: с небывалым мастерством крепостные вышивальщицы, работая сутки напролет, создавали сложные многофигурные композиции. В технике строчки «по письму» отображалась праздничная сторона быта сельской усадьбы; «строчки по перевити» – воспроизводили архитектурные строения (терема, многоярусные палаты с башнями и куполами), гулянья в роскошных садах и свадебные застолья. Самые разнообразные по сюжетам – подзоры, выполненные в технике «по плетеной сетке», заимствованной из древних видов плетения рыболовных сетей. Они выполнялись с оригиналов, коими могли быть как лубочная картинка, так и профессиональная гравюра.

В экспозиции можно увидеть «вышитое воплощение» «Трапезы благочестивых и нечестивых», воссоздающее популярный лубок первой половины XVIII века; символы и аллегории из книги «Эмблемы и символы»; самые разнообразные сказочные и литературные сюжеты...

"