Posted 17 июля 2013,, 20:00

Published 17 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:58

Updated 8 марта, 04:58

Черный Лебедь в старой крепости

Черный Лебедь в старой крепости

17 июля 2013, 20:00
Оперный фестиваль в финском городе Савонлинна существует уже 46 лет. В этом году его программа включала гала-концерт звезд европейского и русского балета. Главная приманка для меломанов в Савонлинна – крепость, построенная в XV веке. Каждый июль в ее стенах четыре недели звучит музыка. Фестиваль в финской провинции точ

Летом над главным двором крепости Святого Олафа сооружают временный натяжной потолок, внутри строят сцену, по залу в окружении серых каменных стен с колоритно выступающими камнями расставляют 2200 стульев. Все они не пустуют: туристы, в том числе и российские, особенно жители Петербурга, охотно посещают фестиваль. Российский элемент был весьма силен и на нынешнем фестивале. К примеру, оперой «Макбет» дирижировал Ян Латам-Кениг – музыкальный руководитель столичного театра «Новая опера». Эта постановка оперы Верди периодически идет на фестивале с 1993 года. Режиссер искусно обыграл интерьеры, да и персонажи одеты в «старинные» костюмы. Проходы героев «Макбета» по крутым замковым лестницам, сражения на мечах и пиры с кубками в руках выглядят особо убедительно, как будто эта крепость – и впрямь дом зловещего шекспировского тана и его ужасной жены.

Одно из главных событий программы 2013 года – гала-концерт, организованный петербургским балетным фестивалем Dance Open. По утверждению организаторов фестиваля в Савонлинна, публика в Финляндии пока мало приучена к балету. Тем не менее зал был полон, возможно, потому, что команда из Питера не в первый раз привозит в Финляндию балетный проект, включающий, кроме концерта, и мастер-классы для детей. В этих классах принимают участие ученики финских балетных школ, а тон задает прославленная петербургская Академия имени Вагановой.

Балетный концерт, как и оперные постановки, проходил в специфических условиях. На этой сцене нет кулис. Оперы с этим мирятся, но для балета пришлось кулисы специально организовывать. Здешняя сцена к тому же имеет особые размеры: она сильно раздается в ширину, но не особенно велика в глубину, поэтому для танцев помост срочно (за одни сутки!) расширили на два метра.

Когда солисты Балета Берлинской оперы Яна Саленко и Дину Тамазлакару игриво исполняли фрагмент балета «Сатанилла» – замок, преображенный видео-проекцией на стене, как будто тоже играл в карнавал. Когда Ирина Перрен из Михайловского театра, уносимая партнером в высокой поддержке из концертной миниатюры «Мелодия», под музыку Глюка элегически крутила в руках полупрозрачную белую шаль – настроение стало иным. Совсем изменился настрой в отрывке из современного балета «Квадро»: мощный Денис Матвиенко дергался в бешеном темпе, словно демонстрируя, как электрический ток проходит сквозь человеческое тело. Тут подоспело «Лебединое озеро», и коварный Черный лебедь в исполнении Анны Цыганковой из Национального балета Нидерландов как будто пытался стать властелином не только принца, но и покорить крепость Святого Олафа. Правда, номер «Танцевальная шкатулка» на музыку Сибелиуса не претендовал на тотальный охват: в исполнении Сабины Яппаровой танец просто обыграл собственное название (встреча «естественной» природы музыки и механической сущности музыкального ящика). Сразу после этого Марианн Вальтер из Германии показал такой накал страстей в номере «Лакримоза» под музыку Моцарта, что замок ненадолго преобразился в храм. А гости из Петербурга Анастасия Колегова и Леонид Сарафанов привнесли в эти стены восточный аромат: ведь па-де-де из балета «Корсар» – это преклонение раба в шальварах перед красивой госпожой в балетной пачке.

Отчаянно заламывала руки цыганка Эмеральда – героиня одноименно балета по роману «Собор Парижской богоматери». Композитор Бах играл на живой виолончели (то есть водил смычком по телу балерины, примостившейся у ног творца) во фрагменте из спектакля Начо Дуато «Многогранность». Балетная Золушка и ее Принц дали вечеру необходимую лирическую ноту: ее дивное золотое платье и его красный мундир сияли, как огонь в ночи. Идиллию нарушил солист Мариинского театра Антон Корсаков: он предстал уличным сорванцом из балета «Барышня и хулиган». Герой экзотического номера «Прощание с джунглями» вовсе танцевал в набедренной повязке, сделанной из шкуры тигра. Поворот к веселому финалу (гран-па из «Дон-Кихота») произошел после душераздирающего дуэта из балета «Дама с камелиями» на музыку Шопена. Хореографию знаменитого Джона Ноймайера на высочайшем уровне исполнили солисты балета Баварской оперы Лючия Лакарра и Марлон Дино. Они заставили думать, что мелодрама – весьма серьезный жанр. И тот факт, что герои романа Дюма-сына обитали явно не в средневековой крепости, ничего не изменил. Просто талант артистов преобразил седые булыжники в романтические апартаменты.

"